Статья
15 Ноября 2009 0:02

День рождения российского рынка

<p>18 лет назад в 1991 году президент РФ Борис Ельцин подписал пакет указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике. В итоге переход растянулся почти на десятилетие. Граждане учились жить в новых условиях. Предприятиям пришлось столкнуться с проблемами извлечения прибыли, необходимостью заново выстраивать хозяйственные связи.</p>
<p>Происходило накопление капитала, которое сопровождалось противостоянием различных групп, ростом преступности. К 2000-м годам экономика более-менее оформилась. Появились новые финансовые институты,  было принято новое законодательство, которое отвечало реалиям рыночной экономики. </p>
<p>В России хлынул поток западных капиталов, начали открываться компании, банки. Развитие получил страховой сектор, сфера консалтинговых услуг. Постепенно рынок из стихийного превратился в достаточно управляемый и регламентированный механизм. </p>
<p>При этом издержками процесса коммерциализации всех сфер жизни стало социальное расслоение. Появление среднего класса в России - по-прежнему одна из задач развития, однако мировой финансовый кризис замедлил этот процесс. Развитие малого бизнеса и является ключом к появлению среднего класса в России. Однако если в начале 90-х годов, когда рынок был стихийным, мало контролируемым, при этом закрылись рабочие места на больших предприятиях, предпринимательство оказалось спасательным кругом как для населения, так и для экономики в целом. Постепенно бизнес укрупнялся, восстанавливались уже на частной основе крупные произсодства, сферу торговли захватили крупные игроки. И сегодня для малого бизнеса возможностей стало меньше. </p>
<p>Тем не менее понимание его важности, особенно, во вновь наступившей кризисной ситуации, есть на самом высоком уровне. В своем послании президент как раз возлагает надежды по модернизации на малые инновационные предприятия, которые смогут придать нашей экономике интеллектуальный характер. В качестве мер помощи таким предприятиям могут быть налоговые льготы и создание бизнес-инкубаторов.</p>
Комментарии экспертов
<p>Сегодня хотелось бы видеть адекватную заинтересованность в развитии малого бизнеса всех ветвей власти. К сожалению, действия многих представителей государственных органов по вертикали направлены в ровно противоположную сторону. Давайте возьмём ту же налоговую инспекцию. Вы сможете сейчас легко зарегистрировать предприятие? – Нет, будете с талончиками всю ночь стоять. Это уже первый барьер.<br />
<br />
Конечно, кредиты для малого бизнеса – это дело важное, особенно для растущих компаний, но не самое главное, потому что порядка 36% малых предпринимателей реально пользуются кредитами. Для малых предпринимателей очень важна инфраструктура. Очень сложно открыть свой бизнес где-то в подвальчике или во дворике – всё-таки должны быть помещения. Многие страны мира заботятся об этом и предоставляют площадки, сознательно строят промпарки, технопарки, бизнес-инкубаторы. Это второй посыл – инфраструктура.<br />
<br />
Бизнес-инкубаторов у нас очень мало - примерно по одному на субъект РФ при такой огромной стране. Их должно быть много. Они должны быть даже в районных центрах. Пробует человек, попытался что-то сделать – ему предоставляют помещение. Руководство Сингапура, который преуспел в развитии предпринимательства и прежде всего инновационного предпринимательства, сделало так, чтобы предложение превышало спрос. То есть всегда есть свободные места в такого рода бизнес-центрах со всей инфраструктурой, банковскими услугами, интернетом, с центрами общего пользования и т.д. Вот второй посыл.<br />
<br />
Третий посыл – это эффект государственного регулирования. Хотя, может быть, это можно связать и с первым моим тезисом, что издержки должны сокращаться. У нас ещё большие издержки. Малый бизнес действительно должен вырасти количественно и качественно. К сожалению, мы сегодня не знаем траекторию этого полёта. Бизнес работает всегда вдолгую, и есть такой термин – создание бизнес-плана, который рассчитан на несколько лет вперёд для окупаемости. И для бизнеса срок окупаемости 7-10 лет – это не заоблачный срок. <br />
<br />
Поэтому мы хотели бы знать, каким образом все наши звенья, государственные службы будут выполнять наказ президента, который зафиксирован в стратегии «2020» о том, что к 20-му году должно быть 60% трудоспособного населения, занятого в малом и среднем бизнесе. Как это будет - мы пока не знаем. Бизнес уже начинает выстраивать свои траектории. Уже знает, какова нехватка в потенциальной нише хлебопекарей, знает, какова потенциальная ниша для частной медицины и в области социальных услуг. Но я думаю, что не все чиновники об этом знают. <br />
<br />
Мы хотели бы, чтобы мы совершенно чётко поставили себе реальные планы и выполняли их с корректировкой по годам. Мы и хотим предложим инструменты создания, если хотите, совместного бизнес-плана или дорожную карту 2020 года, где зафиксировать всю эту траекторию полёта. Это не будет голый футуризм, это будет абсолютно реальный прогноз, который будет корректироваться.<br />
<br />
Плюс, малому бизнесу, если он становится конкурентоспособным, нужно выходить на мировые рынки. Мы живём в глобальном рынке. Конкурентоспособным будет тогда, когда научится конкурировать с теми, кто приходит к нам с импортной продукцией. Импортозамещение – это не только замещение в стране. Это возможность дерзнуть на конкуренцию и на глобальных рынках. А для этого нужно помочь малому бизнесу сориентироваться – и на выставке сориентироваться, и в сертификации помочь и уладить все дела. Это хлопотно. Малый предприниматель – один во всех ипостасях, ему очень сложно всё это делать. <br />
<br />
Существуют мощнейшие системы в Японии для продвижения своего малого и среднего бизнеса, в Швейцарии есть такая структура, в Финляндии. Это полугосударственные структуры, которые сделаны и бизнесом, и властью для того, чтобы продвигать идеи своего бизнеса. И самое главное – все должны сидеть в одной лодке и грести в одном направлении, а не так, как у нас сегодня.<br />
<br />
Если мы хотим создать инновационную экономику с активным и сильным малым бизнесом, у нас вся государственная вертикаль должна быть инновационной. Считайте, что это некоторые штрихи в нашем предложении к посланию президента.</p>
<p>Присоединение к системе рыночного капитализма ведёт не к уравниванию, а наоборот увеличению различий в стране. Рыночная экономика не только не способна дать ответ на проблемы разрывов между богатыми и бедными, отстающими и передовыми странами, развитыми и развивающимися – она ведёт к усугублению этих разрывов.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".