День рождения российского рынка
18 лет назад в 1991 году президент РФ Борис Ельцин подписал пакет указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике. В итоге переход растянулся почти на десятилетие. Граждане учились жить в новых условиях. Предприятиям пришлось столкнуться с проблемами извлечения прибыли, необходимостью заново выстраивать хозяйственные связи.
Происходило накопление капитала, которое сопровождалось противостоянием различных групп, ростом преступности. К 2000-м годам экономика более-менее оформилась. Появились новые финансовые институты, было принято новое законодательство, которое отвечало реалиям рыночной экономики.
В России хлынул поток западных капиталов, начали открываться компании, банки. Развитие получил страховой сектор, сфера консалтинговых услуг. Постепенно рынок из стихийного превратился в достаточно управляемый и регламентированный механизм.
При этом издержками процесса коммерциализации всех сфер жизни стало социальное расслоение. Появление среднего класса в России - по-прежнему одна из задач развития, однако мировой финансовый кризис замедлил этот процесс. Развитие малого бизнеса и является ключом к появлению среднего класса в России. Однако если в начале 90-х годов, когда рынок был стихийным, мало контролируемым, при этом закрылись рабочие места на больших предприятиях, предпринимательство оказалось спасательным кругом как для населения, так и для экономики в целом. Постепенно бизнес укрупнялся, восстанавливались уже на частной основе крупные произсодства, сферу торговли захватили крупные игроки. И сегодня для малого бизнеса возможностей стало меньше.
Тем не менее понимание его важности, особенно, во вновь наступившей кризисной ситуации, есть на самом высоком уровне. В своем послании президент как раз возлагает надежды по модернизации на малые инновационные предприятия, которые смогут придать нашей экономике интеллектуальный характер. В качестве мер помощи таким предприятиям могут быть налоговые льготы и создание бизнес-инкубаторов.
Сегодня хотелось бы видеть адекватную заинтересованность в развитии малого бизнеса всех ветвей власти. К сожалению, действия многих представителей государственных органов по вертикали направлены в ровно противоположную сторону. Давайте возьмём ту же налоговую инспекцию. Вы сможете сейчас легко зарегистрировать предприятие? – Нет, будете с талончиками всю ночь стоять. Это уже первый барьер.
Конечно, кредиты для малого бизнеса – это дело важное, особенно для растущих компаний, но не самое главное, потому что порядка 36% малых предпринимателей реально пользуются кредитами. Для малых предпринимателей очень важна инфраструктура. Очень сложно открыть свой бизнес где-то в подвальчике или во дворике – всё-таки должны быть помещения. Многие страны мира заботятся об этом и предоставляют площадки, сознательно строят промпарки, технопарки, бизнес-инкубаторы. Это второй посыл – инфраструктура.
Бизнес-инкубаторов у нас очень мало - примерно по одному на субъект РФ при такой огромной стране. Их должно быть много. Они должны быть даже в районных центрах. Пробует человек, попытался что-то сделать – ему предоставляют помещение. Руководство Сингапура, который преуспел в развитии предпринимательства и прежде всего инновационного предпринимательства, сделало так, чтобы предложение превышало спрос. То есть всегда есть свободные места в такого рода бизнес-центрах со всей инфраструктурой, банковскими услугами, интернетом, с центрами общего пользования и т.д. Вот второй посыл.
Третий посыл – это эффект государственного регулирования. Хотя, может быть, это можно связать и с первым моим тезисом, что издержки должны сокращаться. У нас ещё большие издержки. Малый бизнес действительно должен вырасти количественно и качественно. К сожалению, мы сегодня не знаем траекторию этого полёта. Бизнес работает всегда вдолгую, и есть такой термин – создание бизнес-плана, который рассчитан на несколько лет вперёд для окупаемости. И для бизнеса срок окупаемости 7-10 лет – это не заоблачный срок.
Поэтому мы хотели бы знать, каким образом все наши звенья, государственные службы будут выполнять наказ президента, который зафиксирован в стратегии «2020» о том, что к 20-му году должно быть 60% трудоспособного населения, занятого в малом и среднем бизнесе. Как это будет - мы пока не знаем. Бизнес уже начинает выстраивать свои траектории. Уже знает, какова нехватка в потенциальной нише хлебопекарей, знает, какова потенциальная ниша для частной медицины и в области социальных услуг. Но я думаю, что не все чиновники об этом знают.
Мы хотели бы, чтобы мы совершенно чётко поставили себе реальные планы и выполняли их с корректировкой по годам. Мы и хотим предложим инструменты создания, если хотите, совместного бизнес-плана или дорожную карту 2020 года, где зафиксировать всю эту траекторию полёта. Это не будет голый футуризм, это будет абсолютно реальный прогноз, который будет корректироваться.
Плюс, малому бизнесу, если он становится конкурентоспособным, нужно выходить на мировые рынки. Мы живём в глобальном рынке. Конкурентоспособным будет тогда, когда научится конкурировать с теми, кто приходит к нам с импортной продукцией. Импортозамещение – это не только замещение в стране. Это возможность дерзнуть на конкуренцию и на глобальных рынках. А для этого нужно помочь малому бизнесу сориентироваться – и на выставке сориентироваться, и в сертификации помочь и уладить все дела. Это хлопотно. Малый предприниматель – один во всех ипостасях, ему очень сложно всё это делать.
Существуют мощнейшие системы в Японии для продвижения своего малого и среднего бизнеса, в Швейцарии есть такая структура, в Финляндии. Это полугосударственные структуры, которые сделаны и бизнесом, и властью для того, чтобы продвигать идеи своего бизнеса. И самое главное – все должны сидеть в одной лодке и грести в одном направлении, а не так, как у нас сегодня.
Если мы хотим создать инновационную экономику с активным и сильным малым бизнесом, у нас вся государственная вертикаль должна быть инновационной. Считайте, что это некоторые штрихи в нашем предложении к посланию президента.
Присоединение к системе рыночного капитализма ведёт не к уравниванию, а наоборот увеличению различий в стране. Рыночная экономика не только не способна дать ответ на проблемы разрывов между богатыми и бедными, отстающими и передовыми странами, развитыми и развивающимися – она ведёт к усугублению этих разрывов.