Статья
2369 30 июля 2014 11:18

Деофшоризация экономики

Для российского бизнеса встает вопрос сохранения капитала, зарегистрированного в зарубежных офшорных зонах. Минфин уже внес свои предложения по деоффшоризации, однако идеи министерства еще нуждаются, по мнению экспертов, в доработке. В СМИ анонсировалось, что тема офшоров внесена в повестку встречи президента России Владимира Путина с членами правительства.

Напомним, что ситуация с офшорами наиболее остро встала в начале 2013 года. Тогда в связи с решениями кипрских властей вводился серьезный налог на депозиты в местных банках, – а Кипр, как известно, является офшорной зоной. По приблизительным оценкам, российские компании и частные лица теряли около 2-3 миллиардов долларов. Это был первый сигнал к необходимости деофшоризации экономики и возвращения капиталов в Россию. Кроме того, снижающийся рост мировой экономики (и российской в частности) подталкивал к решениям, способствующим поддержанию бюджетных доходов на необходимом уровне.

В июне 2013 года президент Владимир Путин заявил, что необходимо создать такие налоговые условия в стране, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем «прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши». «Надо ограничить возможность оптимизации налогов на легальной основе и перевода прибыли в офшоры», - сказал он.

Нынешний запрос на деофшоризацию бизнеса, как пишут СМИ, связывают с санкциями в отношении России со стороны США и ЕС. Международная обстановка диктует необходимость возвращения капитала в страну, да и пополнение бюджета остается приоритетной задачей.

В итоге Минфин занялся разработкой правил «приписывания» прибыли офшоров их российским владельцам для ее налогообложения в России, пишет «Коммерсант».

Министерство предлагает, что российские владельцы будут декларировать прибыль своих офшоров, превышающую 3 миллиона рублей. На 2015 год установить этот порог планируется на уровне 50 миллионов рублей, на 2016-й — 30 миллионов рублей, а впоследствии постепенно снизить его до 10 миллионов рублей.

Санкции за неуплаченный налог предложено накладывать лишь с 2017 года. Сроки введения в действие новых правил пока не определены. Называют разные даты – и 2015 год, и 2019 года.

Документ, разрабатываемый финансовым ведомством, носит название «О контролируемых иностранных компаниях». В любом случае, говорят чиновники, окончательное решение по срокам запуска главной меры деофшоризации будет приниматься на уровне премьера и президента. По всей видимости, во многом оно будет зависеть от развития ситуации с принятием западных санкций в отношении российских компаний.

В качестве альтернативы российскому бизнесу, уже приспособившемуся работать в офшорах по иностранному праву, могут предложить российский офшор. Таковой площадкой может стать полуостров Крым, куда необходимо в свою очередь привлекать инвестиции. Как пишут «Ведомости», для создания офшора необходимы два элемента — налоговые льготы и возможность применять иностранное право. Параметры льгот уже разработаны, а каким образом в отдельно взятом регионе применять нероссийское право, оставалось неясным, по министерство по делам Крыма нашло решение проблемы.. Сейчас Гражданский кодекс позволяет российским компаниям пользоваться иностранным правом, если контрагент по сделке или его мажоритарный акционер — иностранная компания либо продается зарубежный актив. Минкрым будет предлагать внести поправки в ГК, распространяющие эту норму не только на иностранных резидентов, но и на компании, зарегистрированные в Крыму. В результате законодательство для резидентов Крыма должно стать максимально комфортным. Однако эти идеи еще нуждаются в доработке, поскольку применение норм иностранного права идет в разрез с принципами единого правового пространства на территории страны.

Отметим, что ЕС с 31 июля вводит третий пакет санкций в отношении России. В марте этого года лидеры государств Европы одобрили трехступенчатый план, предусматривающий ограничительные меры, различающиеся по степени экономического воздействия. Последние принятые санкции называются «секторальными», т.к. направлены на сектора экономики. Предыдущие меры касались физических и юридических лиц.

Что касается проблемы моногородов, то пик проблем пришелся на 2010 год, после кризиса 2008-2009 гг. Тогда в силу экономической ситуации города, ориентированные только на одну из отраслей промышленности, оказались в сложном положении. В 2010-2011 году около 50 городов получили господдержку.

На сегодняшний день наиболее крупными городами с населением более 100 тысяч человек являются Тольятти (700 тысяч) и Набережные Челны (500 тысяч), шахтерские Новокузнецк (560 тысяч), Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий на Кузбассе, металлургические Нижний Тагил (360 тысяч) и Магнитогорск (410 тысяч) на Урале и Норильск на Крайнем Севере, а также порт Находка на Дальнем Востоке.

Комментарии экспертов

В офшорах сосредоточены действительно ощутимые капиталы. Но эти средства в основном распределены между небольшим количеством крупных компаний, в том числе государственных. Поэтому говорить о том, что какие-то значительные средства распределены среди огромного числа небольших компаний было бы несправедливо. В основном это плод деятельности крупных компаний, в том числе и частных.

Одним усилением фискальных мер вопрос возвращения капитала не решится. Бизнес будет придумывать другие способы для оптимизации, потому что экономика – прежде всего.

Всегда говорилось, что самый главный инструмент – это создание условий, при которых офшоры не будут столь актуальны для бизнеса. То есть это внимательное отношение к налоговому бремени, которое и заставляет часть капитала уходить в офшорные зоны.

Нужно двигаться в двух направлениях: с одной стороны, создавать привлекательные условия для движения капитала обратно в Россию, с другой стороны, организовывать серьезный контроль, потому что поток денег из офшоров надо контролировать, а административного ресурса для такого контроля у государства нет. Каким образом проводить, скажем, камеральные проверки за границей, на каком языке? – Это всё непонятно. Мне кажется, в настоящий момент для государства это будет весьма затруднительно и породит дополнительные траты на создание такого механизма. Надо посчитать, не себе ли дороже обойдутся все эти меры.

Деофшоризация только отчасти связана с санкциями. Разговоры о возвращении средств из офшоров в нашей стране ведутся очень давно. В первую очередь они связаны с попытками оживить российскую экономику с помощью российского капитала, заставить капитал возвращаться, чтобы он работал в родной стране, пополняя бюджет России. Но в последнее время второй фактор – дополнительных рисков от санкций – усилился, хотя изначально речь шла не об этом.

Смогут ли капиталы из офшоров заменить иностранные инвестиции – об этом в ситуации с санкциями говорить затруднительно. Для иностранных инвестиций важны гарантии долгосрочной перспективы работы, выполнения законов в определенной понятной трактовке, сочетаемость этих законов с международным правом и т.д. Вообще говоря, сама рентабельность работы капитала в России по-прежнему очень высока. Но эта высокая рентабельность в первую очередь связана с повышенной долей рисков в этих проектах. Здесь нужно было бы находить определенный баланс, потому что и сырьевые разработки, и сфера высоких технологий в России по проектам имеют не очень понятные перспективы.

Говорить об этом становится все более затруднительно, потому что ряд компаний, которые, может быть, и собирались сделать какие-то шаги по инвестициям в Россию, получили запрет на государственном уровне. Поэтому, увы, все складывается не в нашу пользу.

Что касается идеи сделать Крым офшорной зоной, то здесь очень сложный клубок противоречий. Западные институты не признают Крым российской территорией, относятся к нему как к по-прежнему украинской территории. В этом смысле с их точки зрения работа в Крыму – это работа с иностранным государством. Мы хотим создать внутренний офшор, соответственно, он, исходя из этих соображений, иностранными деньгами наполняться по понятной причине не будет. То есть надо серьезно смотреть, что имеется в виду, когда говорится о Крыме как об офшорной зоне. В первую очередь нам нужно разобраться с политическими рисками вообще, а потом наводить порядок уже в понятной ситуации.

По поводу общей картины развития российской экономики существует много мнений и в основном все оценки носят эмоциональный характер. Очень многое будет зависеть от ближайших шагов – в том числе российского государства, от ситуации – насколько она быстро будет сейчас успокаиваться. Когда все войдет в спокойное русло, то за столом переговоров можно будет формировать какие-то основы. В состоянии психологического коллапса, в котором сейчас находится почти весь мир, прогнозы – дело неблагодарное.

Вопросы деофшоризации и санкций со стороны Запада взаимосвязаны.

Вывод капиталов из офшоров актуален не просто потому, что деньги могут быть экспроприированы, как это произошло в Греции. Дело в том, что часть денег предприниматели держат там не потому, что хотят утаить доходы, а в качестве инвестиционных резервов. Если же эти средства будут экспроприированы, бизнес этих предпринимателей в России может обанкротиться, что нанесет ущерб экономике страны.

Предложения Минфина вызывают вопросы, но могут быть поняты и так: «Да, деньги были выведены. Чтобы Вы не боялись их вернуть в Россию, мы Вам предлагаем ясные и неизменные "правила игры". В сложившейся ситуации велика вероятность, что в офшорах Вы потеряете все. В России же Вы отдаете определенную сумму на благо государства. И больше Вас никто не трогает». Т.е. позицию Минфина можно трактовать как уточнение условий деофшоризации, а также гарантий от экспроприации переводимых из офшоров капиталов.

Здесь главное – именно гарантии правил игры. Без таких гарантий не может развиваться бизнес. А значит, не может развиваться и экономика в целом.

Величина средств, сосредоточенных в офшорах, достоверно неизвестна. Говорят и о 100, и о 250 миллиардах долларов. Приводятся размеры вывезенного из страны капитала в триллион долларов.

Что касается возможности возместить капиталами из офшоров сокращение объема теряемых иностранных инвестиций, то не думаю, что они способны его компенсировать. Кстати, более важным для нас является не объем кредитных ресурсов, а проблема получения современных технологий. Деньги из офшоров их не заменят.

Экономике России сегодня нужны не доллары, фунты или евро. Необходимы современные технологии.

Существует и еще одна проблема: вложение вывезенных капиталов. При существующей процентной ставке эти средства могут оказаться не востребованными. У Вас их просто никто не купит.

Еще одна проблема. Вы собираетесь инвестировать вывезенные средства в российскую экономику. Однако не один год говорится о том, что предлагаемые к инвестированию проекты столь небрежно проработаны, что потенциальные инвесторы не рискуют в них вкладываться. Вложиться в них - все равно что просто отдать кому-то свои сбережения.

Таким образом, проблема много сложнее, нежели просто возврат денег из офшоров.

Нужно думать о возрождении отечественного машиностроения и металлообработки. А для этого нужно, наконец, научиться стратегически мыслить, самим вкладываться в современные прорывные технологии. И средства из оффшоров здесь не будут лишними.

И последнее. Сложившаяся ситуация – это кризисная ситуация. Но экономическая история учит, что кризис, губя слабых, делает сильных еще сильнее. Пора прекратить рассчитывать «на дядю». У нас появился исторический шанс усилить свои позиции.

Что же касается идеи сделать Крым офшорной зоной, то почему бы и нет? Главное, чтобы это работало на экономику России, а не на чей-либо карман. А такая опасность велика. Чтобы ее минимизировать, нужно очень четко прописать все позиции в законодательстве.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".