Статья
2305 3 марта 2015 8:16

Договорились о наблюдателях

Лидеры «нормандской четверки» договорились о размещении наблюдателей ОБСЕ в 10 «горячих точках» конфликта в Донецкой и Луганской областях, где были зафиксированы нарушения соглашения о прекращении огня. Эксперты считают, что противостояние на Украине медленно сходит на нет, но не уверены, что война скоро закончится. 

Наблюдатели ОБСЕ обязаны мониторить ситуацию в зоне конфликта, вопрос в том — эффективно ли это или нет, считает директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий.

«Руководители "нормандской четверки" определили точки наиболее высокого риска и поставили там наблюдателей. Есть определенные международные, дипломатические, политические процедуры, которые так или иначе должны выполняться. Насколько они эффективны — это другой вопрос, но коль скоро мы уже подписали перемирие, то должны выполнять определенные процедуры», — подчеркнул Кагарлицкий в беседе с «Актуальными комментариями». Это совершенно рутинные вещи, они радикально ничего не меняют и ничего по большому счету не значат, кроме того, что их нужно сделать, отметил он.

Статус перемирия в зоне Донбасского конфликта предполагает наличие наблюдателей, сказал эксперт. ОБСЕ должна производить мониторинг заключенных соглашений, не в том вопрос, эффективна эта работа или нет.

«Во-первых, они должны подтверждать, что перемирие соблюдается, или фиксировать, кто нарушает перемирие. Во-вторых, должны регулярно отчитываться о состоянии дел и давать объективную информацию о том, что происходит на местах», — указал Кагарлицкий. 

Перемирие на бумаге не гарантирует отсутствие каких-либо значительных перестрелок в зоне боевых действий

Впрочем, по его словам, перемирие на бумаге не гарантирует, что технически оно будет соблюдаться. «Подтверждение моим словам мы видели и по предыдущему перемирию на Донбассе, и между Израилем и Египтом в конце 60-х годов — там тоже периодически происходили перестрелки. Кстати, на Голландских высотах 15 лет назад тоже регулярно происходили перестрелки», — напомнил он. Перемирие на бумаге не гарантирует отсутствие каких-либо значительных перестрелок в зоне боевых действий. «Более того, в реальности оно означает просто отсутствие крупных наступательных действий с какой-либо стороны», — констатировал эксперт. 

Директор института стран СНГ Константин Затулин отметил «Актуальным комментариям», что ОБСЕ как международная организация не является полностью объективной.

По сравнению с какими-то другими политически гораздо более ангажированными международными объединениями ОБСЕ в этой ситуации выглядит приемлемой для обеих сторон

«ОБСЕ уже в течение долгого времени, по крайней мере со времен крушения социализма, перестала быть объективной, с точки зрения мотивации и баланса внутри самой себя», — считает Затулин. 

Зачастую она превращается в орган, односторонне мотивированный политически. Хотя при этом делает попытки придать своему поведению более беспристрастный и объективный характер, как и положено международной организации, добавил эксперт. 

Однако, замечает он, при всех сомнениях другого ОБСЕ у нас нет. «И, может быть, по сравнению с какими-то другими политически гораздо более ангажированными международными объединениями ОБСЕ в этой ситуации выглядит приемлемой для обеих сторон, что и удостоверяет тот факт, что оно участвует в посреднических усилиях и называется в качестве мониторинговой организации», — сказал Затулин.

По его словам, есть несколько проблем мониторинга. «Первое — это проблема доступа самих наблюдателей и их желание быть в горячих точках, подвергая свою жизнь опасности, — отметил эксперт. — И вторая проблема — выводы, которые они делают из своего наблюдения, в какой мере они объективны». 

«С этими проблемами мы будем сталкиваться на протяжении любого мониторинга какой бы посреднической организации это ни касалось», — убежден Затулин. 

Он выделил один критерий, по которому можно судить об эффективности мониторинга: если война и военные действия не будут возобновляться, это в косвенной форме будет подтверждать эффективность мониторинга ОБСЕ. 

«Если же военные действия будут возобновляться или режимы прекращения огня будут нарушаться, то чрезвычайно важно, чтобы ОБСЕ верно указывала зачинщика и верно анализировала, какая из сторон на этом этапе выступает возмутителем спокойствия», — подчеркнул эксперт. 

При этом он не исключает человеческий фактор в деятельности подобных миссий. «Наблюдателям, которые привлечены к этому мониторингу, действительно непросто в определенной обстановке», — подчеркнул Затулин.  

«Мы помним, что первый гуманитарный конвой Красного креста фактически отлынивал от участия (в миссии) опять же по причинам того, что организация боялась последствий для своих сотрудников, не хотела подвергать их риску, направляя в зону боевых действий», — напомнил он. 

Сейчас, когда военные действия, по крайней мере, приостановлены, есть больше уверенности в том, что Красный крест в состоянии выполнить свои обязанности, полагает Затулин. «Его причастие к конвоям в той или иной форме является средством укрепления доверия и снятия подозрений в том, что гуманитарный конвой — это замаскированные способы доставки вооружения или чего-то подобного в Донецкую и Луганскую народные республики», — добавил он.

Затулин со скепсисом оценивает перспективы европейской помощи населению Донбасса. «Отдельные попытки были отмечены, но такое впечатление, что в основном эта помощь доходила, если доходила, только до тех районов, которые контролируются Украиной. То есть она была достаточно односторонней. Я не знаю ни о каком конвое, который бы привез такую гуманитарную помощь в Донецк или в Луганск, находящиеся под контролем ополчения», — сказал Константин Затулин.

Политолог, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил в беседе с «Актуальными комментариями», что минские соглашения не будут работать в полную силу, пока в ситуацию на Украине вмешиваются США.  

«Тот факт, что на Донбассе наступило относительное перемирие, не может не радовать. Однако, на мой взгляд, ситуация не так однозначна. Меня очень беспокоит позиция Соединённых Штатов, потому что неоднократно говорилось о том, что США не были за столом переговоров в Минске, то есть у них в каком-то смысле развязаны руки», — сказал Симонов. 

«И самый главный вопрос, который всех волнует на сегодняшний день, — какой приказ США отдадут Киеву: соблюдать перемирие или найти повод для того, чтобы его разрушить, тем самым начав новый виток военного конфликта», — подчеркнул он. 

При этом, по словам Симонова, Европа тоже поступила странно. «Она провела эти статусные переговоры, а потом побежала спать. Меркель и Олланд вернулись к своим делам, занимаются своей Грецией. И такое ощущение, что они после этих переговоров выпили ящик шампанского и на пару месяцев оказались в забытьи. На фоне всей этой истории, боюсь, как бы ни радовали позитивные новости из Донбасса, но, к сожалению, пока мы всех проблем не решили. И не решим их так, как они решаются сейчас», — заключил политолог. 

Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова, член президентского Совета по межнациональным отношениям Богдан Безпалько полагает, что Соединенным Штатам с геополитической точки зрения невыгодно ввязываться в конфликт на Украине, их вмешательство носит больше демонстративный характер. 

«Американцы как геополитический внешний игрок, безусловно, не заинтересованы в деэскалации конфликта», — сказал Безпалько «Актуальным комментариям», добавив, что «при этом открыто ввязываться в конфликт» США пока опасаются. 

«Вообще американские телодвижения в сторону Украины больше похожи на некую символическую вещь, эдакое желание застолбить Украину за собой», — подчеркнул эксперт. 

«Безусловно, американское военное присутствие на Украине негативно отразится на перемирии и вообще самом процессе мирного урегулирования, потому что у всех — у  руководства Украины и граждан — есть определённая надежда (но ложная), что Америка за ними, она их поддержит, что она может каким-то образом масштабно нарастить поддержку, если это потребуется», — отметил он. 

По мнению Безпалько, украинское руководство просто мягко подталкивают к выходу из минских договорённостей и к эскалации конфликта. «Американцы хотят завершить этот конфликт силовым путём, но чужими руками — руками Порошенко, руками вооружённых сил Украины», — считает Безпалько. 

Полный текст интервью с Богданом Безпалько.

Вечером во вторник президент России Владимир Путин провел телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и украинским лидером Петром Порошенко. В ходе разговора стороны договорились провести следующую встречу в формате «нормандской четверки» в Берлине 6 марта.

Как сообщается на сайте Кремля, лидеры обсудили, как идет выполнение минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Отмечалась «важность неукоснительного соблюдения режима прекращения огня, продолжения процесса отвода тяжёлых вооружений под наблюдением ОБСЕ».

Кроме того, лидеры «четверки» договорились о том, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ будет регулярно представлять публичную информацию о ходе реализации минских договорённостей, а также о том, что Международный комитет Красного креста будет более активно оказывать населению помощь. «Собеседники поддержали украинское предложение разместить наблюдателей ОБСЕ на всех точках нарушения режима прекращения огня, в том числе начать с 10 населенных пунктов: Счастье, Попасная, Станица Луганская, Крымское, Авдеевка, Волноваха, Гранитное, Луганское, Широкино, район Донецкого аэропорта», — говорится в сообщении на сайте президента Франции. По словам французского лидера, которые приводятся на сайте, главы стран «нормандской четверки» отметили прогресс в выполнении минских соглашений, однако при этом подчеркнули необходимость улучшить ситуацию.

Была подчеркнута необходимость продолжать контакты в «нормандском формате» на различных уровнях, в частности, главы государств договорились о проведении 6 марта 2015 года встречи высоких представителей министерств иностранных дел. Канцлер ФРГ Ангела Меркель предложила провести эту встречу в Берлине. 

Напомним, в прошлый раз лидеры стран «нормандской четверки» проводили телефонные переговоры 19 февраля. Тогда участники переговоров отметили, что начало выполнения комплекса мер по прекращению огня и отводу тяжелых вооружений из зоны боевых действий на Донбассе привело к уменьшению числа жертв среди гражданского населения.

12 февраля по итогам переговоров «нормандской четверки» в Минске был принят комплекс мер по урегулированию конфликта на Донбассе. 

Читайте также: «Нормандская четверка" добилась перемирия»

Подписанное соглашение подразумевает полное прекращение огня с 15 февраля, а также отвод сторонами тяжелого вооружения из зоны боевых действий и мониторинг ОБСЕ за соблюдением перемирия. 1 марта ополченцы заявили о завершении отвода тяжелых вооружений. Днем позже они обвинили Киев в игнорировании минских договоренностей. 

Читайте также: «Вооруженное перемирие»

Подготовили Екатерина Даньшина и Алина Влади

28 января 2016 Украина и Донбасс  Два сценария для Донбасса Грядущие выборы в Донбассе, судьба Украины, народных республик и минских соглашений обсуждались в Москве в ходе круглого стола «Минской экспертной группы». В дискуссии приняли участие Олег Бондаренко, Сергей Михеев, Денис Денисов, Алексей Кочетков и Евгений Копатько. 27 ноября 2015 Главное  Захарченко: ополчение воюет не с украинским народом Глава ДНР назвал ложью все заявления Киева о соблюдении перемирия и высказал опасения, что «шансов на продолжение военных действий всё больше». По его словам, «ситуация на линии соприкосновения за последних три месяца значительно ухудшилась». 5 ноября 2015 Главное  Минские соглашения на грани срыва Глава ДНР сообщил о ежедневных провокациях со стороны украинских силовиков. В свою очередь секретарь СНБО Украины пригрозил прекратить отвод вооружений от линии фронта. Наблюдатели не исключают, что Киев вновь ищет предлог для срыва минского процесса.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".