Статья
90 30 Июня 2009 8:08

Долгие проводы

Девяностые, начинавшиеся как годы реформ, в итоге получили устойчивое имя «лихих годов». Нулевые, долгое время бывшие временем «стабильности», после кризиса удостоились скептического звания «тучных лет». На пороге грядущих десятых годов интересен вопрос, каких имен на старте и на финише удостоятся они.

Сегодня в кастинге на имя наступающей десятилетки, в том числе в устах верховной власти, явно лидирует идея модернизации. Только одни считают, что запуск модернизационного проекта неизбежен. А другие уверены, что возможности реального перехода к модернизационной политике, существовавшие после выборов 2008 г., уже упущены.

Спор этот, однако, не учитывает, что минувшие два десятилетия не были в России пропущенным временем для модернизационных идей и усилий, а скорее представляют собой срыв двух различных попыток выстроить такой проект.

Модернизационный потенциал ценностей свободы, рынка и демократии довольно быстро был утрачен вместе с социальной легитимностью приватизации и популярностью рыночных преобразований. Виновата не только глубина постсоветского кризиса, но то, что российская экономика и политика 90-х стала этапом передела власти и собственности, тогда как стратегические задачи развития явно и быстро отошли на второй план. Дискриминации задач развития способствовала и объективная слабость государства, центробежные тенденции, реальные угрозы частичного распада страны.

Сверх того в России отсутствовали или выглядели совершенно по-другому две стратегические линии «демократического» модернизационного договора, которые работали, к примеру, после распада СССР в отношении стран Восточной Европы и многих государств постсоветского пространства. Во-первых, совершенно иное содержание — не преобладающую идею освобождения, но доминирующую идею болезненного разлома — имел сам факт распада СССР и «ухода империи». Кроме того, в силу исторических, социокультурных и политических факторов в России не могла всецело возобладать идея развития и модернизации как «прямогонной» вестернизации, буквальной стратегии присоединения к Западу и интеграции в Евросоюз.

Переход к политике нулевых годов имел в результате эшелонированную социальную и политическую базу, связанную с доминированием идей и ценностей укрепления единства и восстановления дееспособности государства. Ограничения перераспределительной конкуренции элитных групп. «Радости узнавания» традиции «сверхдержавной субъектности» на мировой арене. Начала восстановительного роста экономики и уровня жизни после кризиса 1998 г., подводившего итог всего десятилетия.

Но намечавшиеся было признаки одновременного возвращения на первый план перспективных задач (которые были достаточно очевидны, например, в «программе Грефа») оказались вновь размыты. Идея темпов экономического роста, удвоения ВВП доминировала на протяжении всех нулевых годов с подменой этими количественными показателями другой задачи — экономического развития.

Свою роль сыграли внутриполитические и социальные обстоятельства — от старта второй волны передела собственности и контроля над рентой до социально-политических рисков глубоких реформ экономики и социальной сферы. Благоприятная конъюнктура сырьевых рынков и возросшие эффекты «энергетической геополитики» после американского вторжения в Ирак создали все предпосылки для стремительного усиления роли государства в экономике (прежде всего в ТЭКе) и принятия стратегии накопления и максимальной капитализации дивидендов рентоориентированной сырьевой экономики. И только потом и не сразу зашла речь (программа «Россия-2020») про «медленный старт» новой политики, но при продолжающемся накоплении ресурсов и сохраняющихся благоприятных внешних условиях.

Нынешний экономический кризис вроде бы должен был существенно видоизменить взгляд на проблему дальнейшего развития. Однако в том-то и дело, что дискуссии преимущественно ведутся сейчас о том, на элементы какого из сорвавшихся сценариев следует в большей степени теперь опереться. Нужно ли на выходе из кризиса и при переходе к модернизации в первую очередь вернуться к демократизации или следует еще разок поднакопить рентных ресурсов и потом вновь стартовать?

Вырваться из порочного круга долгих проводов предыдущих десятилетий можно, только если понять, что расставаться (извлекая, конечно, полезные выводы и уроки) нужно и с 90-ми, и с нулевыми как с двумя сторонами одной медали, как с единым, весомым по времени и огромным по своему содержанию постсоветским периодом в развитии России. Он был связан с провалом и восстановительным ростом экономики после «ямы 90-х», однако с постепенным исчерпанием возможностей рентной модели развития; с циклом быстрой и стихийной демократизации и последующей «постреволюционной реакции», но с так и не решенным вопросом построения дееспособных институтов; с переходными процессами в социальной структуре и проеданием запаса «социального капитала», созданного еще советским обществом; с приобретением навыков жизни в потребительском и информационном обществе, но при росте импортозависимости и без развития национального производства потребительских товаров и технологий.

Необходимо осознать, что этот единый постсоветский период развития страны закончен. И понимать, вырабатывая национальный модернизационный проект, что эксплуатация выжатых до капли «постсоветских» экономических, социальных и политических ресурсов и стратегий более не возможна. Тогда десятые годы имеют шанс не только быть названными в начале, но и остаться в конечном счете модернизационными.

(Полный текст статьи читайте в очередном номере журнала «Россия в глобальной политике»)

26 Мая 2018 Новости  Финансовые итоги ПМЭФ: подписано 550 соглашений на 2,365 трлн рублей Петербургский международный экономический форум отметился рекордным количеством соглашений, подписанных представителями крупного бизнеса. Общая сумма договоров — 2,365 трлн рублей, об этом сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда оргкомитета форума Антона Кобякова. 25 Мая 2018 Главное
ПМЭФ: итоги первых дней
 ПМЭФ: итоги первых дней В Санкт-Петербурге завершается второй день Международного экономического форума, который стал одним из центральных событий уходящей недели. На полях форума прошло несколько встреч на высшем государственном уровне, подписаны значимые соглашения межу представителями бизнеса, а также сделаны важные заявления относительно экономического развития России. Итоги.
24 Мая 2018 Колонки
Прорыв по плану
 Прорыв по плану Эльдар Янбухтин о важности планирования в политике.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".