Доллар должен стоить 18,8 рублей
Журнал The Economist уже два десятка лет сравнивает долларовую цену БигМака в разных странах, делая вывод о недооцененности или переоцененности национальных валют. Если верить индексу БигМака, российский рубль – одна из самых недооцененных валют в мире: он должен стоить на 43% дороже.
Индекс БигМака основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах, только вместо корзины берется один бутерброд, выпускаемый повсеместно.
Его стоимость в каждой стране зависит от объемов выпуска, цены аренды, сырья, рабочей силы и прочих факторов, и индекс БигМака – лучший способ увидеть несоответствие стоимости валют у стран с похожим уровнем дохода, объясняет журнал, тем более в кризис, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию.
Самый дешевый БигМак продается в Гонконге (1,72 доллара), Китае, Шри-Ланке и на Украине (1,83 доллара). Это примерно вдвое дешевле, чем в США (3,57 доллара).
Самый дорогой БигМак – в Норвегии: 6,15 доллара, в 1,7 раза дороже, чем в США, и в 3,4 раза дороже, чем в Китае и на Украине. В Швейцарии БигМак в 1,6 раза дороже американского, в Дании – в 1,5 раза. Еврозона за год сократила ценовой разрыв на 40%, теперь БигМак там стоит 4,62 доллара.
В России БигМак за год подорожал на 8 рублей (на 13,5%) до 67 рублей, а в долларах – подешевел на 0,5 доллара (19,7%). В последние годы Россия сокращала разрыв с США в паритете покупательной способности; по бутербродному индексу рубль год назад был недооценен на 29% – примерно как валюты Японии и Саудовской Аравии. Сейчас разрыв вырос до 43% (для сравнения был взят курс 32,8 рубля) – больше только у четырех стран с самыми дешевыми БигМаками (всего оценено 47 валют). На пике девальвации в январе разрыв достигал 51%. Если бы обменный курс устанавливался по индексу БигМака, то сейчас доллар стоил бы 18,8 рубля (в июле 2008 года – 16,5 рубля), пишут во вторник «Ведомости».
Дмитрий Петровский, экономист:
Индекс БигМака - это старый пиар-ход журнала The Economist и сети McDonalds. Причем, пиар успешный, ведь уже много лет журналисты следят за выставлением баллов той или иной валюте по индексу БигМака. А почему БигМака? Водка ведь лучше.
Именно водкой (а еще лучше - черной икрой) Россия могла бы ответить эталону фастфуда. Действительно, сравнивать цены за бутылку "живой воды" столь же увлекательно, как и скрещивать гамбургеры разных стран. Причем если Центральный банк возьмет на вооружение результаты "индекса водки" и будет свою валютную политику строить, в том числе исходя из паритета водочных цен, то этот наш родной и патриотичный показатель станет котироваться по всему миру. Уверяю.
Конечно, делать далеко идущие выводы о недооцененности валют, оперируя исключительно одной категорией продукта, несколько сомнительно. Но ведь главное в этом деле - пиар, а не реальная экономика.