Дума работает над смягчением УК
Госдума завершает работу над законопроектом, направленным на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ депутаты собираются принять в третьем, окончательном чтении.
Поправки в УК РФ исключают по отдельным составам преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы остаются неизменными.
Как писали «Актуальные комментарии», отмена нижнего порога санкций касается 68 статей Уголовного кодекса РФ, предусматривающих наказания за преступления малой и средней тяжести. Среди них – незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров и т.п.
Верхний предел санкций останется неизменным. «Данная мера позволит судьям при назначении наказания более предметно учитывать все обстоятельства того или иного уголовного дела, его общественный резонанс, а также личность обвиняемого», отмечал ранее первый зампредседателя Госдумы Олег Морозов.
Этот проект особенно ценен тем, что «позволяет уйти от шаблонности в действиях суда и правоохранительных органов», поскольку каждое дело будет рассматриваться индивидуально, заявил, со своей стороны, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.
Другие изменения касаются расширения видов наказаний. В частности, 11 статей Уголовного кодекса будут дополнены таким видом наказания, как штраф, 12 статей – исправительными работами. Эти нововведения позволят судам назначать более мягкое наказание обвиняемому, если степень общественной опасности его деяний невысока.
Изменения не коснутся статей Уголовного кодекса, предусматривающих наказания за преступления против свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, против общественной безопасности и некоторых других.
«Можно сказать, что этот законопроект последовательно продолжает гуманизацию уголовного законодательства, инициатором которой выступил президент России», - заявил также ранее Олег Морозов.
Он также напомнил, что 7 апреля прошлого года вступили в силу законы, касающиеся либерализации санкций в отношении обвиняемых в экономических преступлениях. «Предположу, что последуют и следующие шаги в этом направлении», - сказал первый заместитель спикера.
Между тем ФСМН опубликовала данные по количеству отбывающих заключение в стране, которые свидетельствуют об уменьшении числа отбывающих наказание. Так в российских следственных изоляторах и тюрьмах в 2010 году содержалось более 800 тыс. человек, в том числе 66 тыс. женщин.
«По состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 819,2 тыс. человек, что на 44,9 тыс. меньше, чем в 2009 году», - говорится в сообщении на официальном сайте ФСИН России. По данным ведомства, из общего числа подследственных и заключенных 694,5 тыс человек находились в исправительных колониях, почти 50 тыс. из них в колониях-поселениях. «Еще 1,7 тыс. человек (больше на 14 человек по сравнению с 2009 г.) отбывало наказание в пяти исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы», - отмечается в сообщении.
Во ФСИН отметили, что почти 119 тыс. человек содержались в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, передает «Интерфакс». Эта цифра, по данным ведомства, сократилась по сравнению с 2009 годом почти на 12,5 тыс. человек.
«В 62-х воспитательных колониях для несовершеннолетних содержалось 4,0 тыс. человек, на 1,9 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году», - сказано в сообщении.
По данным ФСИН, количество женщин, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной в прошлом году, по сравнению с 2009, уменьшилось на три тысячи. В 2010 году под стражей и в местах лишения свободы содержалось более 66 тыс женщин, из которых почти 11 тысяч в СИЗО. В 13 домах ребенка, существующих при женских колониях, проживает 863 малыша.
Законопроект, направленный на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства - правильный шаг, который давно нужно было сделать. Честно говоря, не вижу ни одного разумного возражения против таких изменений в Уголовный Кодекс.
Будут ли они работать в нашей системе? Видите ли, легко сказать, что наша судебная система и правоохранительные органы настолько прогнили и продажны, что любые хорошие законы в ней не работают. Но это ничего не стоящая фраза, потому что если так рассуждать, то вообще ничего делать не надо - ни законы принимать, ни милиционеров менять и так далее.
Между тем, очевидно, что жизнь течет, надо что-то делать, что-то менять. В этом смысле либерализация Уголовного кодекса - абсолютно правильный шаг, который любой нормальный человек может только приветствовать.
Никакого разгула безнаказанности это не повлечет. Эта мера относится к мелким преступлениям. То, что по ничтожным поводам, допустим, из-за мелкой кражи, человек надолго садится в тюрьму, пользы от этого никакой нет. Он в тюрьме приобретает много полезных уголовных навыков, которые в дальнейшем и будет применять в жизни.
Конечно, после вступления закона в силу будет масса злоупотреблений. Масса серьезных преступников будет отделываться маленькими наказаниями или штрафами. Это, как говориться, без вопросов. В любом деле есть недостатки и огрехи. Но, я думаю, что если посмотреть баланс, сколько пользы и сколько вреда принесет такой закон, то плюсов будет значительно больше.
Конечно, нужно гуманизировать и пенитенциарную систему. У нас пыточная тюремная система, и условия пребывания людей в наших тюрьмах ужасны. Но, откровенно говоря, мне кажется, что это полностью соответствует общему уровню нашей страны. А пребывание в больницах – это не пытка? Люди лежат в палатах по 20 человек или в коридорах, не могут дождаться медсестры. За все надо платить. Это что, нормально? Эти люди точно ни в чем не виноваты и кроме сочувствия ничего не вызывают.
Поэтому, считаю, гуманизировать систему пребывания в тюрьмах вне всякого сомнения необходимо. Но если это стоит больших денег, то, прежде всего, я бы эти деньги направил на улучшения положения в больницах. Первая задача – это гуманизация положения в больницах, и не только в них. Надо помогать создавать условия для инвалидов, заботиться о людях несчастных. Вслед за этим надо заботиться о заключенных, которых пытать ни в коем случае нельзя. Это и будет путь для построения нормального, гуманного общества.
Конечно, для этого необходимо время. Общество вообще меняется медленно. Но одного времени не достаточно, общество надо толкать. В особенности, такое, как наше, которое всегда ждет указа сверху.
Если сверху идут жестокие указы, как было во времена Сталина, то общество звереет, цена человеческой жизни обнуляется. Кстати говоря, на это человечество идет очень легко, до сих пор многие вспоминают те времена и говорят – ну подумаешь, погибли несколько миллионов человек, зато был порядок. А вот, чтобы общество научилось соблюдать законы, которые будут гуманными, к этому надо людей приучить.
Против шерстки, надо медленно с трудом вдавливать идею, что люди, даже правонарушители заслуживают гуманного отношения, что их не надо мучить и убивать. Как ни странно, это воспринимается с большим трудом, но надо расталкивать общество. Оно постепенно меняется в эту строну. Сегодня даже самый ущербный человек знает, что у него есть права и он пытается по мере своих слабых сил добиваться осуществления этих прав. Значит, процесс идет.
Никого беспредела это не вызовет. У нас беспредел на уровне высоком. На общественном уровне этого нет. Наоборот, люди, милосердные. И социальная работа поможет этим людям ощутить себя гражданами, частью общества, а не какими-то социальными единицами, против которых ведет войну беспощадную прокуратура и МВД.
Процесс гуманизации необходим для нашей страны. Я считаю абсолютно правильным решение, которое было принято президентом в свое время.
Конечно, мы, прежде всего, должны говорить о неотвратимости наказания. Но в 90-е годы, вообще в современной России, настолько увлеклись всякими санкциями к гражданину нашей страны, что дошли до того, что у нас переполнены все тюрьмы. Абсолютно очевидно, что, если мы говорим о преступлениях экономических, преступлениях небольшой и средней тяжести, наказание должно быть, но оно должно быть адекватным.
Другой вопрос, как этот закон будет применяться на практике. Мы, к сожалению, видим, что правоприменители изощряются таким способом, что берут человека под стражу, не дожидаясь расследования.
Перекосов очень много. Понятно, что это процесс очень трудный. Но в то же время, первые результаты гуманизации уже есть. Я считаю, что нужно идти дальше.
Любой гражданин, который оказывается под подозрением в совершении того или иного преступления, он желает справедливости.
Мне приходится общаться с людьми, которые привлекались к ответственности. Многие говорят: «Да, я совершил преступление. Накажите меня, но накажите справедливо, не применяйте ко мне репрессий».
К тому же нельзя воспринимать тюрьму и другие места содержания под стражей как площадку по перевоспитанию. Понятно, что это заблуждение.
Так что нам надо реформировать и пенитенциарную систему в том числе.
Нам надо разобраться во всех механизмах, которые сегодня существуют с точки зрения работы судебной системы.
Одним словом, мы создали несколько монстров, и разобраться в них очень сложно, особенно гражданину. Судите сами, если мы говорим о судебной службе приставов-исполнителей, у нас есть помимо этой службы федеральная служба исполнения наказаний. Почему нельзя по одному и тому же предмету создать единую службу? Почему сегодня нам нельзя навести порядок в коллегиях судей?
То есть, вопросов очень много, и этим надо заниматься. Это и есть шаги к построению развитого гражданского общества.
Процесс гуманизации, который направлен на то, чтобы гражданин имел доступ к правосудию, дела, которые рассматриваются в судах рассматривались беспристрастно и быстро, вопросы ,связанные с работой правоохранительных органов - все это находятся в поле зрения Общественной палаты.
Мы видим, что глава нашего государства постоянно об этом говорит – говорит о коррупции, о беспределе, который совершается в нашей стране. Никто эти факты не умалчивает. Привлекается общество к обсуждению каких-то важных вопросов.
Мне кажется, что это как раз и есть показатель того, что формируется активное гражданское общество, общество которое неравнодушно. Тяжело, но продвигаемся к этому.
У нас очень много законов, в том числе и весьма справедливых, вопрос в том, как они будут применяться. Сам законопроект, направленный на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства, очень актуален. Возможно, это даст почувствовать бизнесу свою защищенность.
С другой стороны, проблема во многом остается прежней, так как ничего не меняется с точки зрения наказания в связи с уклонением от налогов. Дело в том, что уклонение от налогов в основном для малого и среднего бизнеса связано не с желанием что-либо украсть у государства. Это во многом обусловлено тем, что налоговая система и налоговое бремя, которое ложится на малый и средний бизнес, несовместимы с возможностью извлечения прибыли из бизнеса.
Поэтому люди стараются, так сказать, оптимизировать свой бизнес, тем или иным образом уклоняясь от налогов. Это не означает, что они 100 процентов обогащаются – владельцы этого бизнеса содержат определенное количество рабочих мест, платят зарплату, ведут свое дело. Так что либерализация Уголовного кодекса, причем, и дальнейшая, просто необходима.
Сейчас у бизнеса есть настороженное ожидание. Суть этого законопроекта правильная. Более того, учтены часть наших предложений, и не только нашей организации. Вопрос состоит в том, насколько государство умело и правильно будет его применять его и придерживаться новых правил.
К тому же, нужны дальнейшие шаги. На мой взгляд, наибольшего эффекта можно добиться при изменении и правильном регулировании налоговой системы.