Статья
27 Сентября 2010 23:02

Единое следствие

<p>Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», в соответствии с которым этот комитет создается на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.<br />
<br />
«Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», - устанавливает указ президента.<br />
<br />
Согласно документу, во главе Следственного комитета РФ будет стоять председатель, у него будет 13 заместителей, включая одного первого заместителя, одного заместителя - статс-секретаря и одного заместителя - руководителя Главного военного следственного управления, передает «Интерфакс».<br />
<br />
Штатная численность Следственного комитета РФ и его территориальных органов установлена в количестве 21 156 единиц; штатная численность военных следственных органов СК РФ - в количестве 2034 единиц.<br />
 <br />
«До вступления в силу федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации и проведения организационно-штатных мероприятий продолжают исполнять служебные обязанности по ранее замещаемым в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации должностям», - говорится в тексте указа.<br />
 <br />
Следственному комитету РФ передаются здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество СКП РФ.<br />
 <br />
Председателю СК РФ поручено представить президенту России проект положения о Следственном комитете Российской Федерации, проект перечня специальных званий работников СК, а также предложения по приведению актов президента РФ в соответствие с настоящим Указом.<br />
 <br />
Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания.<br />
<br />
Вместе с этим, Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации».<br />
<br />
В справке к проекту федерального закона говорится, что «двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более чёткого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия».<br />
<br />
«Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры Российской Федерации, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан», - отмечается в справке.<br />
<br />
Как ранее писали «Актуальные комментарии», 23 сентября на совещании по вопросам деятельности правоохранительных органов президент РФ Дмитрий Медведев заявил о создании самостоятельного следственного комитета. <br />
 <br />
«Сегодня мы обсудим вопрос о создании самостоятельного следственного комитета РФ. Планируется - такое решение я принял, - что он будет создан указом президента на базе существующего Следственного комитета при прокуратуре России», - сказал Медведев.<br />
 <br />
«Органы следствия в рамках других федеральных ведомств, в том числе в рамках МВД, пока останутся самостоятельными. В дальнейшем могут быть приняты иные решения, включая передачу расследования всех дел, или их подавляющей части,  в следственный комитет», - отметил Дмитрий Медведев. «Время покажет, по какому пути нам двигаться», - подчеркнул он.<br />
 <br />
Предполагается, что следственный комитет РФ будет находиться в прямом подчинении президента страны.<br />
 <br />
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников приветствовал решение президента Дмитрия Медведева о создании самостоятельного следственного комитета России.<br />
 <br />
«Это абсолютно правильное решение главы государства», - сказал Крашенинников.<br />
 <br />
Он отметил, что органы следствия, которые пока существуют в структуре МВД и некоторых других служб, также должны быть ликвидированы, и расследованием всех дел должен заниматься независимый Следственный комитет страны.<br />
<br />
«Исключение может быть сделано только для тех преступлений, которые могут совершить сами сотрудники следственного комитета - расследованием этих фактов должна заниматься Генпрокуратура», - сказал Павел Крашенинников.</p>
Комментарии экспертов
<p>То, что мы имеем в правоохранительной системе России, не случайно называется кризисом и не случайно потребовало вмешательства первых лиц государства для того, чтобы начать реформы в этом направлении. Действительно, многие уже говорили, что нынешнее состояние правосудия не устраивает ни сотрудников, задействованных в осуществлении правосудия, ни самих граждан. Причем, ни граждан, попадающих в обвиняемые, ни попадающих в потерпевшие.</p>
<p>За последние постперестроечные годы никакой смысловой системной реформы правосудия в России не проводилось. Были какие-то бесконечные переназвания, перетягивания или спихивания полномочий. Но сказать, чтобы у этой системы был вектор, по которому она должна быть выстроена – наверное, нет возможности. Поэтому, если вы посмотрите на правоохранительные структуры других стран, то с небольшой разницей все они устроены в несколько понятных ступеней. Первое – это полиция или милиция – система общественной безопасности и поддержки общественного порядка и профилактики преступности и первичной обработки заявлений граждан. Вторая часть –следственный орган, который осуществляет расследования уже переданных туда в том числе полицией или просто гражданами напрямую сообщений о расследования преступлений. И контрольная функция в виде Минюста или прокуратуры – в разных странах по-разному называется, который осуществляет надзор за исполнением законности во время расследования преступлений. Четвертая инстанция – это суд, но это уже совсем независимая отдельная инстанция финальная для правосудия любой страны.</p>
<p>Если вы посмотрите на состояние нынешнее в наших правоохранительных органах, то Вы обнаружите редкую путаницу – при наличии наркоконтроля, ФСБ и следственного комитета большинством всего вышеперечисленного занимается милиция. Поэтому милиция, будучи захлебывающейся от количества навязанных полномочий, не имеет возможности качественно исполнять свою работу, что в результате привело к необходимости реформы и к такому столкновению граждан с этой системой.</p>
<p>На самом деле понятно, что милиция не должна заниматься всем – от воспитания детей до ловли террористов – есть четкое разделение полномочий, нов нашей стране с этим всегда была проблема. На сегодняшний день в области борьбы с преступностью против детей наличие нескольких инстанций, которые вынуждены проходить пострадавший ребенок и его родители – это просто равносильно издевательству над человеком. Во всем мире эти расследования в одних руках, эти руки специализированно готовятся и они минимизируют дискомфорт, который вынуждены проходить пострадавший и его родители. <br />
Теперь обратите внимание на то, какой это прекрасный повод для коррупции, когда все занимаются всем. У всех какое-то специальное следствие, свои специальные службы – один не возбудил дело, желающий взял деньги, пошел к другому. То есть, наличие дублирующих функций для гражданина - страшно бюрократизированное поле, где его унижают, а для коррупционера  - просто поле чудес.</p>
<p>Поэтому четкое разграничение, лишение лишних функций для любой системы правопорядка – это такая прививка оздоровительного свойства. Единственное, что хотелось бы сказать – как и с реформой полиции и милиции, так и с реформой по созданию единого следственного комитета нужно четко себе представлять контрольные функции. Потому что, если мы передаем в единый орган такие серьезные полномочия – фактически в одно ведомство укладываются все возможные расследования преступлений, то здесь необходимо еще и очень четко прописать функции генеральной прокуратуры как надзорного органа, в противном случае мы рискуем получить замкнутую систему, внутри которой будет что-то вариться, а вмешаться в это, пожаловаться будет практически невозможно.</p>
<p>Как и сегодня, когда потерпевший зачастую узнает о результатах расследования только на выходе дела в суд и если он даже не согласен, то шансов что-то поправить зачастую уже не много, поскольку потеряно время, силы. Поэтому в принципе понятно, что мы движемся к той же модели, которая работает в Англии, Германии, Соединенных Штатах и в ряде других стран, но не нужно забывать о четкости надзора этой функции.</p>
<p> </p>
<p>Насколько я понимаю, очень уж больших дополнительных трат не возникнет, поскольку структура, видимо, будет та же, то есть новая структура будет создана на базе Следственного комитета при прокуратуре. Изменится статус. Может быть, за счёт этого увеличится количество машин представительского класса, но это мелочи. <br />
<br />
Теперь по существу. У нас ситуация несколько другая по сравнению с США времён Гувера. CКП изначально имел два известных в народе направления. Первое направление – это независимость, о которой много говорили. Грубо говоря, достаточно серьёзные возможности для коррупции. <br />
<br />
Что мы получили на выходе? Во-первых, серьёзнейший конфликт интересов между Следственным комитетом и Генпрокуратурой, который, в числе прочего, привёл к целому ряду кадровых перестановок в СКП, закрытию дел, а зачастую – просто к прямым конфликтам. <br />
<br />
С одной стороны, это, может, даже и хорошо, если говорить о борьбе с коррупционной составляющей. Но, с другой стороны, это, грубо говоря, «лебедь, рак и щука», что не очень хорошо, поскольку теперь в каком-то смысле руки становятся свободны. Конечно, это может стать почвой для злоупотреблений. Но, с другой стороны, когда один орган номинально является руководящим по отношению ко второму, постоянно его контролирует и бьёт по рукам, - это тоже не дело.<br />
<br />
В целом, мне кажется, что опыт создания единого Следственного комитета РФ будет скорее полезным. Значительная часть наиболее громких дел, причём на самых первых стадиях, сейчас расследуется именно сотрудниками СКП, что вызывает некоторое уважение. </p>
<p>Решение о создании самостоятельного следственного комитета является  правильным и долгожданным шагом. Хотя де-факто СКП уже сегодня не  является структурой прокуратуры.Однако это лишь первый шаг, за которым,  как я считаю, должно последовать создание единого следствия с включением  в него следователей милиции, ФСБ и наркоконтроля.<br />
<br />
В этом случае более целесообразно строить и создавать единую систему не  на базе СКП, а на базе следственного комитета МВД. Целесообразно по двум  причинам. Во-первых, личный состав следственного комитета при МВД в 2,5  раза превышает личный состав СКП, а во-вторых, количество уголовных  дел, которые ведут милицейские следователи, несопоставимо с объемом у их  коллег из СКП.</p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".