Статья
1921 6 Июня 2020 10:40

Экологическая спецоперация: как парламентарии реагируют на события в Норильске

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды выступил с инициативой об ускоренном порядке рассмотрения поправок к законопроекту, регламентирующему порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше.

С соответствующим предложением к вице-премьеру Виктории Абрамченко обратился председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов (фракция «Единая Россия»). Он напомнил, что законопроект о ликвидации разливов нефти был внесен еще в январе 2018 года, но до сих пор не прошел стадию согласования. «Очень непросто проходило первое чтение — авторы инициативы не конкретизировали механизмы финансового обеспечения на случай разлива для нефтедобывающих компаний. А если не конкретизировали — значит, их нет. Знаете, если сто рублей в сейфе лежат — это тоже можно обеспечением назвать. Мы предложили три их основных вида — банковские гарантии, резерв средств на счете и страховка на случай происшествия», — сказал Бурматов.

Он назвал недопустимым то, что из итогового проекта документа были исключены несколько природоохранных мер, содержавшихся в первоначальном варианте. «Трагические и плачевные ситуации у нас продолжают возникать. В России происходит десять тысяч нефтеразливов в год — среди них есть крупные, настоящие экологические катастрофы. Мы предлагали со своей стороны дорегулировать законопроект депутатскими поправками, но коллеги сказали нам, что они не пройдут межведомственное согласование. Разбалансировка между министерствами в итоге не дает принять очень конструктивные и правильные нормы», — подчеркнул Бурматов.

Бурматов настаивает на особом, ускоренном порядке рассмотрения законопроекта, объясняя это тем, что в России происходит около десяти тысяч нефтеразливов в год. Каждый подобный случай наносит ощутимый вред окружающей среде. «Я считаю, что в этой ситуации мы имеем возможность в весеннюю сессию его принять оперативно», — подчеркнул Бурматов. По его словам, их можно принять «буквально в течение одной недели». «По имеющейся в комитете информации, Минприроды России внесло в правительство РФ проект соответствующих поправок. Учитывая изложенное, просим ускорить внесение в Государственную Думу поправок правительства РФ к законопроекту», — говорится в письме, направленном Бурматовым в адрес вице-премьера Абраменко.

Законопроектом устанавливается уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для сухопутных территорий. План должен будет утверждаться организацией, осуществляющей на суше добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием деятельности должно стать наличие заключения о готовности этой организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов. Она должна будет направить уведомление об утверждении плана в федеральные ведомства, определяемые президентом или правительством, а в случае внесения в план изменений уведомить об этом Росприроднадзор.

Сейчас уведомительный порядок утверждения такого плана установлен только для морских акваторий при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а для сухопутных территорий правовое регулирование этой деятельности отсутствует. Для них действует порядок, установленный постановлением правительства, в соответствии с которым организации подготавливают и направляют планы в региональные и федеральные органы власти на согласование, после чего планы утверждается Минэнерго и МЧС.

Очевидно, что инициатива главы профильного комитета Госдумы по экологии явилась реакцией, в том числе, и на недавние события с масштабной утечкой нефтепродуктов из резервуаров «Норникеля» в окрестностях Норильска. Но непосредственно экологические последствия этой техногенной катастрофы — это только часть проблемы. На это указывает, в том числе, сделанное накануне заявление председателя комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольги Савастьяновой (фракция «Единая Россия»). По мнению парламентария, события в Норильске заставляют по-новому взглянуть на предложения об изменении контрольно-надзорной деятельности. Савастьянова считает, что избыточные требования могут опускать шлагбаумы на пути хозяйственной деятельности в Арктической зоне, но не являться при этом надежным механизмом предотвращения чрезвычайных ситуаций. Арктика требует сбалансированных решений, и их гарантом, по убеждению Савастьяновой должно быть автохонное население северных территорий. «Между тем, лишь рост численности местных жителей, которые твердо уверены в том, что эта земля станет домом для их детей и внуков, может служить надежной гарантией в деле обеспечения экологического благополучия русской Арктики. Когда человек видит в уходящем за горизонт пейзаже лишь место вахты, он не заинтересован в том, чтобы бороться за местную экологию...», — написала Савастьянова в своем посте, опубликованном в социальных сетях.

Валерий Прохоров специально для «Актуальных комментариев»

Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".