Статья
22 Сентября 2011 18:00

Экологию Арктики нужно защитить

Экологию Арктики нужно защитить
Фото: Shutterstock

<p>Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил посвятить следующий Арктический форум природоохранной тематике.</p>
<p>«При всей суровости образа Арктики, она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете, цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, последствия могут быть чрезвычайно серьезными», - сказал Путин, выступая на Международном Арктическом форуме.</p>
<p>Задача, добавил он, состоит в том, чтобы задействовать все ресурсы для досконального изучения ситуации, которая на сегодня сложилась в Арктике, разработать эффективные инструменты для снижения уже причиненного ущерба и предотвратить новые риски.</p>
<p>«Международный форум "Арктика - территория диалога" может, и я очень надеюсь, что станет площадкой, где можно будет не только обсуждать все эти проблемы, но и искать их решение, поэтому предлагаю посвятить следующий форум именно природоохранной тематике», - сказал Владимир Путин.</p>
<p>Премьер напомнил, что Россия, как и обещала, уже приступила к «генеральной уборке Крайнего Севера и российской Арктики».</p>
<p>«В числе первых проектов - очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами, на эти цели из федерального бюджета до 2015 года мы выделяем 2,3 млрд рублей», - сказал Путин. Аналогичные работы, добавил он, ожидают и остров Врангеля, а также российские поселки на Шпицбергене.</p>
<p>«Именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере», - подчеркнул Путин.</p>
<p>Россия при освоении и разработке месторождений в Арктике будет строго придерживаться самых высоких экологических стандартов, заявил глава правительства.</p>
<p>«Все наши планы будут реализованы с учетом самых строгих экологических стандартов. Бережное, цивилизованное отношение к природе - это обязательное условие всех программ развития», - сказал Владимир Путин.</p>
<p>По его словам, «бурная хозяйственная деятельность в Арктике пойдет на пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный грамотный баланс, рассчитанный не на 10-15-20 лет, а по-настоящему на долгосрочную перспективу».</p>
<p>Путин сообщил, что Россия и дальше будет самым активным образом участвовать в формировании и укрепления международной правовой базы в Арктике, в том числе это касается готовящегося сейчас соглашения о сотрудничестве при морских нефтеразливах и их предотвращении.</p>
<p>Премьер также заявил о планах превратить Северный морской путь в один из ключевых российских путей перевозки.</p>
<p>Путин подчеркнул, что Северный морской путь занимает особое место среди водных транспортных магистралей. «Мы намерены превратить (Северный морской путь) в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба», - сказал он.</p>
<p>Премьер отметил, что в России видят будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной «составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству».</p>
<p>«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды», - сказал Путин.</p>
<p>II международный Арктический форум  «Арктика - территория диалога» проводится под эгидой Русского географического общества в  ознаменование 300-летия со дня рождения великого русского мыслителя Михаила  Ломоносова, который отмечается в ноябре.</p>
<p>Главной темой форума стало развитие транспортных путей в арктическом регионе.</p>
<p>Посол по особым поручениям МИД РФ Антон Васильев, который является  постоянным представителем России в Арктическом совете, отметил ранее <a href="http://www.interfax.ru/">«Интерфаксу»</a>,  что будут обсуждаться все вопросы, «но предполагается, что главной  темой этого форума будет проблема транспортных путей и, прежде всего,  Северного морского пути».</p>
<p>Дипломат также рассказал, что страны Арктического совета  разрабатывают документ, который будет регламентировать добычу полезных  ископаемых в Арктике и сотрудничество при ликвидации последствий  возможных нефтеразливов.</p>
<p>«Мы надеемся, что он будет способен решить две задачи: первая, это  охрана экологических систем в Арктике от возможных техногенных рисков. С  другой стороны, мы надеемся, что это соглашение также защитит  добросовестных производителей от попыток ограничить реализацию  естественных конкурентных преимуществ под разного рода благовидными  предлогами», - заявил Васильев.</p>
<p>По его словам, к работе над документом будут привлекаться как  сотрудники заинтересованных ведомств стран-участниц Арктического совета,  так и представители добывающих и природозащитных компаний.</p>
<p>По словам Васильева, у переговорщиков нет строгого временного лимита  для подписания документа. Однако, как сказал дипломат, есть понимание,  что человек уже идет в Арктику, поэтому «будем стараться вести эти  переговоры не бесконечно, но, разумеется, со своим интересом».</p>
<p>Дипломат также отметил, что в Арктике в настоящее время нет проблем,  для решения которых требовалось бы присутствие в регионе сил НАТО.</p>
<p>По его словам, там вообще нет вопросов, для решения которых нужна  военная сила. «В Арктике есть вопросы, но у нас нет там вопросов,  решение которых требует военной силы. В Арктике нам не нужно присутствие  военно-политических блоков», -  сказал он.</p>
<p>Одновременно он опроверг существующую точку зрения о том, что в  настоящее время идет милитаризация Арктики. «Иногда, действительно,  пишут о гонке вооружения в Арктике, но я считаю, что это, мягко говоря,  преувеличение», - сказал он.</p>
<p>Васильев согласился, что в настоящее время арктические страны уделяют  больше внимания своему военному присутствию в регионе, однако заявил,  что наращивание военного присутствия не носит масштабный характер и не  должно вызывать беспокойство.</p>
<p>«На мой взгляд, это совершенно понятное, логичное и естественное  явление. Оно имеет ограниченные масштабы и не является дестабилизирующим  фактором, не говорит о развязывании гонки вооружений, мы говорим об  обычных вооружениях в Арктике», - сказал он.</p>
<p>Вместе с тем, Васильев высказался за объявление Арктики зоной, свободной от ядерного оружия.</p>
<p>Как отметил Васильев, Россия укрепляет свое военное присутствие в  арктических регионах страны, реагируя на изменение обстановки в регионе,  вызванное, в том числе, и изменениями климата.</p>
<p> «Возьмите, скажем, российскую действительность. Раньше наши северные  территории, граничащие с Северным ледовитым океаном, с точки зрения  защиты государственной границы надежно были прикрыты льдами и суровым  климатом. Сейчас в силу изменения климата в силу того, что льды отходят,  эти, примерно, 20 тысяч километров остаются без присмотра. Нам что, не  нужны силы для того, чтобы защищаться?», - сказал он.</p>
<p>«Возьмите уже растущий довольно быстро объем перевозок по Северному  морскому пути. Мы что, не должны обеспечивать безопасность этих судов?»,  - продолжил дипломат.</p>
<p>Кроме того, добавил он, военные принимают активное участие в  поисковых и спасательных операциях, а в последние годы присутствие и  активность человека в Арктике значительно возросла.</p>
<p>«Поэтому, мне кажется, что то, что сейчас происходит, а именно,  ограниченное, взвешенное расширение военного присутствия в определенной  степени является логичной реализацией суверенитета арктических  государств, которые отвечают за безопасность своих северных границ и  того, что происходит в Арктике. Это в особенности касается России, с  учетом доли, значения, места России, протяженности наших границ в  Северном ледовитом океане», - сказал Васильев.</p>
<p>Дипломат также рассказал, что российские военные активно сотрудничают с военными из других приарктических стран.</p>
<p>В качестве примера дипломат привел Норвегию и Канаду. « Унас очень  хорошие связи между военными моряками России и Норвегии. Только что в  Россию приезжал начальник генерального штаба вооруженных сил Канады. Мы  договорились о том, что на следующий год мы проведем совместные заходы  военных кораблей России и Канады в порты наших стран, даже, возможно,  совместные учения», - сказал он.<br />
<br />
Васильев подчеркнул, что Россия выступает за широкое международное присутствие в Арктике.</p>
<p>«Разумеется, мы прекрасно представляем себе, и, кстати, Северный  морской путь этому ясное подтверждение, что очень многие наши  естественные конкурентные преимущества в Арктике можно реализовать  только в сотрудничестве с другими государствами, в том числе  неарктическими», - сказал он.</p>
<p>При этом он подчеркнул, что «правила игры в регионе должны определять те, кто в нем живут».</p>
<p>Васильев рассказал, что в настоящее время многие неарктические  государства и организации стремятся получить статус наблюдателя в  Арктическом совете - центральной организации сотрудничества в регионе, в  которую входят Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и  Финляндия.</p>
<p>В связи с этим, сказал он, Совет принял решение временно  приостановить предоставление статуса наблюдателя при этой организации  для того, чтобы выработать общие принципы предоставления такого статуса и  регламентировать отношения между членами и наблюдателями.</p>
<p>Напомним, арктический форум будет уже вторым. Первый состоялся в Москве в сентябре 2010 года.</p>
<p>Как отметил Васильев, по оценкам других членов Арктического совета  московский форум был очень успешным. «Этот форум очень быстро стал  авторитетным.</p>
<p>Россия заявила на нем о себе как о лидере в арктическом регионе. Но  иного и быть не может, ведь половина Арктики - это Россия», - сказал он.</p>
<p>Как пояснил Васильев, основной целью этих форумов является «взаимный  обмен информацией и мнениями о тенденциях развития региона, установление  контактов между людьми, а самое главное обмен идеями, мнениями насчет  того, как нам лучше осваивать Арктику и сотрудничать в ней».</p>
Комментарии экспертов
<p>Добыча в Арктике уже - не вопрос будущего, это тема настоящего. Мы в этом году запускаем природное месторождение. Активные работы ведутся на Ямале. Канада, США и Норвегия уже являются активными разработчиками Арктики. И Россия уже тоже к этому клубу присоединяется. И достаточно крупный в этом плане успех. Плюс Роснефть и ExxonMobil договорились о совместном освоении Арктики.</p>
<p>Надо понимать, что легко извлекаемая нефть в мире заканчивается, и неизбежно человечество будет смещаться в труднодоступные регионы. То, что раньше никого не интересовало - теперь интересует всех.</p>
<p>Арктика с точки геологии изучена пока плохо. Но те данные, которые есть, позволяют прогнозировать достаточно большие запасы. Причем, по оценкам западных геологов, речь идет не о нефтяных, а газовых месторождениях. Нужно отметить, что эпоха нефти будет постепенно заканчиваться, и человечество будет переключаться на природный газ. Я думаю, что XXI век будет веком газа, также как XX век был веком нефти, а XIX - веком угля.<br />
<br />
Наличие газовых месторождений добавляет интереса к Арктике. Данные западных геологов говорят о том, что основные запасы будут приходиться на российскую зону. Хотя на самом деле мы тоже понимаем, что тут есть юридические тонкости. До конца проблема. как делить Арктику - еще не решена. Потому что еще в 20-е годы XX века был принят принцип секторального разделения Арктики между арктическими государствами. Но что такое секторальный принцип? Брали побережье арктического государства и потом меридианы от Северного полюса до восточной или западной границы этого государства, и тем самым такой секторальный принцип проводили.</p>
<p>Но потом в 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву. Она вступила в силу в 1994 году, когда набралось нужное количество государств для ратификации. Россия ее ратифицировала позже, в 1997 году. Но дело в том, что секторального принципа в этой конвенции нет. Этой конвенцией установлена 12 мильная зона территориальных вод и плюс еще 200-мильная исключительно экономическая зона. Сегодня те проекты, о которых мы говорим, находятся в рамках этой 200-мильной экономической зоны. Но возникает вопрос: «Что дальше?» То есть, чьи дальше территории? Тут возникают сложности. Более ста стран эту конвенцию ратифицировали, а США - нет.</p>
<p>Надеялись, что Обама это сделает, но он так и не ратифицировал. Если бы арктические государства решили, что Арктика является их зоной интересов и разобрались, кому что принадлежит – было бы разумно. Потому что в эту Арктику уже лезут все кому не лень, даже те, кого там быть не должно. Например, периодически китайские суда отлавливаются в Арктике, хотя казалось бы - какое отношение Китай имеет к Арктике?</p>
<p>В свое время Китай купил единственный ледокол, который был у Украины, переименовал его в «Северный дракон». В результате этот ледокол там периодически отлавливается, в том числе в территориальных водах нашего государства. Китай периодически заявляет о своем военном интересе к этому региону. То же самое, я уверен, будет и с Индией, и с другими государствами.</p>
<p>Поэтому есть основные арктические страны – Россия, Норвегия, Штаты, Канада, Дания с Гренландией, которые вполне могли бы зафиксировать, что Арктика является их зоной ответственности, и дальше уже быстро этот регион поделить. С каждым годом это будет сделать все сложнее и сложнее. </p>
<p>Потому что сейчас есть очень сложная процедура этих открытий. Например, если вы считаете, что этот регион за рамками двухсотмильной зоны является продолжением геологической платформы, то вы подаете заявку в ООН, и она рассматривается. Но если говорить честно, ООН пока ни одной заявки не удовлетворила на этот счет. </p>
<p>Известна история по хребту Ломоносова. Мы претендуем на этот хребет, считая, что он является продолжением нашей геологической платформы. Россия подала несколько заявок в ООН, но они отвергаются, потому что Канада считает по-другому. </p>
<p>Напомню, что эта экспедиция с опусканием флага на Северном полюсе в батискафе тоже имела не только пиаровскую составляющая. После этого были собраны определенные доказательства, направленные в ООН, что хребет Ломоносова наша территория и нужно расширить границы континентального шельфа фактически до Северного полюса. Но эта заявка до сих пор не удовлетворена. Получается, что сейчас мы внутри арктических государств не можем разделить Арктику. Чем больше мы тянем, тем больше соблазн у таких государств, как Китай тоже туда залезть и сказать, что раз вы не можете, то давайте мы сами настругаем государственных секторов и тоже будем что-то добывать в перспективе.</p>
<p>Резюмируя могу сказать, что Арктика - регион крайне перспективный. Цены на энергоносители такие, что уже можно постепенно приступать к серьезному освоению Арктики. В рамках этой двухсотмильной экономической зоны России уже обнаружены неплохие месторождения. Но арктические государства должны быстрее решить правовые проблемы, разделить между собой Арктику, или, по крайней мере, зафиксировать, что Арктика является их зоной ответственности. Тянуть с этим не стоит, потому что соблазн залезть в Арктику есть даже у тех государств, которые зачастую и снега не видели. </p>
<p>Арктический форум является, на мой взгляд, одним из ключевых мероприятий, которое даст мощний стимул развитию северных территорий.<br />
<br />
Уверен, что участие представителей других Северных стран, уважаемых экспертов и научных деятелей, позволит решить глобальные вопросы, определяющие дальнейшую стратегию развитию региона.<br />
<br />
Приоритетной задачей является модернизация транспортного сообщения и возрождение Северного морского пути. Сейчас суда проходят через Суэцкий канал, что неудобно и невыгодно для нас. Так, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в японский порт Иокогама через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, а Северным морским путем – только 5770 морских миль. Поэтому очевидно, что чем раньше мы начнем его освоение и использование Северного морского пути, тем скорее начнется формирование арктической транспортной системы, что в свою очередь станет фундаментом для развития Арктического региона в целом.<br />
<br />
Россия имеет приоритет в освоении Арктики, русские мореплаватели первыми вышли в моря Северного Ледовитого океана. И сегодня мы являемся единственной страной в мире, имеющей дрейфующие полярные станции. Кстати, большой вклад в изучение северных территорий делает мой коллега, депутат Государственной Думы, наш известный полярник Артур Николаевич Чилингаров.  Он ведет партийный проект «Единой России», который называется «Северный морской путь — национальная транспортная магистраль.<br />
<br />
Также необходимо помнить о бережном отношении к окружающей среде Арктики. Думаю, что Международный арктический форум позволит России найти пути решения важных вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и повышением качества жизни коренных народов арктического региона.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".