Статья
1533 23 Мая 2019 7:56

Эксперты раскритиковали предложения Минвостокразвития по освоению Арктики

Капиталоемкие проекты добычи нефти в Арктике могут остаться без какой-либо помощи, следует из опубликованного законопроекта о господдержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ, который был размещен Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Эксперты считают такой подход опасным для успешного освоения столь сложного региона.

Что именно предлагает Минвостокразвития?

Законопроект был подготовлен по поручению президента России Владимира Путина. Документ должен был урегулировать отношения, связанные с оказанием поддержки инвестиционной деятельности в Арктике, в том числе установить меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе.

Минвостокразвития предлагает использовать в Арктике такие же механизмы поддержки инвестпроектов, которые ранее были использованы на Дальнем Востоке. В пояснительной записке уточняется, что «решение позволит сэкономить средства федерального бюджета и использовать положительный опыт „Корпорации развития Дальнего Востока“ по управлению территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке».

Кроме того, в ведомстве предлагают внедрить трёхуровневую структуру управления Арктической зоной: Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, уполномоченный федеральный орган и управляющая компания со своими функциями и полномочиями.

Льготы предполагаются для резидентов Арктической зоны, однако такой статус смогут получить только те индивидуальные предприниматели и компании, которые планируют реализовать в регионе новый инвестиционный проект, или заявленный вид деятельности должен быть новым для них. Таким образом, проверенные и надежные участники рынка оказываются в невыгодном положении.

Оценки экспертов

Директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что добыча нефти в Арктике — это крайне затратное и сложное направление работы, которое нуждается в господдержке: «Чтобы у российской нефтянки были преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках, необходимо обеспечить государственное стимулирование этой отрасли. Без стимулов не будет инвестиций, а наиболее перспективные проекты требуют огромных капиталовложений. Речь об арктических месторождениях с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой. По некоторым оценкам, только на суше — это 5-10 млрд тонн нефтяного эквивалента. Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими циклопическими месторождениями, однако следует понимать, что без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов им не найти. Ведь добыча в Арктике — это не только буровые установки и промысловые объекты, это — морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная и очень дорогая инфраструктура и техника. К тому же, нельзя забывать, что в Арктике добиться приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом. Такие проекты, повторюсь, требуют колоссальных инвестиций — в сотни миллиардов рублей — и беспрецедентных мер государственной поддержки», — отмечает эксперт.

Директор ИнфоТЭК-Терминал Рустам Танкаев обращает внимание на то, что система механизмов поддержки не проработана в должной: «Фактически, это калька тех механизмов, которые были разработаны для поддержки инвестпроектов на Дальнем Востоке. Хотя этот регион некорректно сравнивать с Арктикой, где добычные проекты требуют сложнейших, зачастую революционных и крайне затратных технологических решений», — считает эксперт.

Танкаев также указывает и на правовые проблемы законопроекта: «Абсолютно отсутствует логика в предложении сохранить нулевую ставку НДПИ для СПГ-проектов (арктические проекты Новатэка и так не выплачивали НДПИ), а для проектов по добыче углеводородов ввести ставку 0,15. Это, заметим, — существенная разница: ведь при ставке 0,15 компания должна выплачивать примерно 1800 рублей с тонны сырья. К тому же, критерии отбора проектов, получающих такие стимулы, по предложению Минвостокразвития, должны ещё быть утверждены правительством. А это означает, что критерии будут прописаны не в законе, а в постановлении правительства, что позволит при случае легко изменить их. Закон отменить непросто, постановление же правительства перестаёт действовать с принятием нового постановления. Следовательно, любой проект может быть произвольно исключен из списка „приоритетных“ и потерять государственную поддержку, что означает отсутствие предсказуемых и неизменных налоговых и правовых условий».

На нелогичность предлагаемых мер поддержки указывает и управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева: «Источником финансирования новых проектов в Арктике могли бы стать успешные действующие проекты, входящие с ними в единый кластер. Очевидно, что от таких проектов-доноров потребуются колоссальные капвложения в инфраструктуру и проведение геологических работ, необходимых для освоения новых месторождений. Очевидно также, что эти затраты можно компенсировать с помощью льготной ставки НДПИ. Однако в предложенном законопроекте нулевая ставка НДПИ для них начинает действовать лишь после того как вся инфраструктура на новых месторождениях уже создана. Это — парадоксально, ведь процесс создания инфраструктуры занимает длительный срок, и никто не согласится всё это время инвестировать колоссальные средства, не получая взамен никаких стимулов. Как ослик, которого всё дальше и дальше заманивают морковкой, не давая ему, при этом, ни кусочка», — отмечает эксперт.

С Косаревой согласен и старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов: «без государственного стимулирования, предполагающего создание особых фискальных условий, компании не смогут обеспечить необходимый для арктических проектов объём инвестиций. А это ставит под угрозу выполнение задачи Президента по достижению до 2024 года показателя в 80 миллионов тонн грузопотока по Северному морскому пути. Только в случае создания максимально комфортного налогового режима, в том числе введения нулевой ставки НДПИ для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне и интегрированных с ними проектов-доноров, Россия сможет приступить к полномасштабному освоению месторождений в Арктике, причем как на суше, так и на шельфе. Это, в свою очередь, будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам независимых экспертов (компании KPMG) мультипликативный эффект от „арктических“ инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года, дав импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение», — отмечает эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и вовсе называет законопроект Минвостокразвития саботажем: «Возникает ощущение, что законопроект Минвостокразвития — это саботаж. Единственным его бенефициаром выступает Новатэк, для СПГ проектов которого подтверждается нулевая ставка НДПИ. Для остальных проектов вводятся коэффициенты, фактически, не позволяющие приступить к их реализации. Предоставление стимулов также обуславливается наличием готовой инфраструктуры. Значит, привлечь инвестора в проект без инфраструктуры уже невозможно. А это ведь практически все арктические проекты. Ни один инвестор в здравом уме не будет вкладывать средства под обещание льгот в далёком будущем, когда будет создана инфраструктура, требующая колоссальных затрат», — констатирует эксперт.

4 Июня 2019 Новости
«Роснефть» запустила второе месторождение Эргинского кластера
 «Роснефть» запустила второе месторождение Эргинского кластера «Роснефть» ввела в промышленную эксплуатацию Западно-Эргинское месторождение, которое входит в состав Эргинского кластера. Глава компании Игорь Сечин в ходе Годового общего собрания акционеров Компании, проходящего в Санкт-Петербурге, дал команду начать отгрузку первой нефти.
30 Мая 2019 Новости
Господдержка в Арктике: эксперты о необходимых условиях освоения региона
 Господдержка в Арктике: эксперты о необходимых условиях освоения региона Для реализации нефтегазовых проектов в Арктике необходимо создавать благоприятные условия для инвесторов, которые вкладывают в развитие инфраструктуры региона внушительные средства, считают участники круглого стола, прошедшего на площадке ТАСС. «Актуальные комментарии» рассказывают об основных выводах экспертов.
КомментарийКомментарий Стратегический регион: как Россия планирует осваивать Арктику ученый, энергетикРустам Танкаев
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".