Комментарий
14 Ноября 2011 10:38

«Елена» без решения

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Демонстрация «Елены» Андрея Звягинцева по «России» в прайм-тайм на праздники – штука, что ни говори, символическая. Отечественный артхаус в широкие народные массы, да с такой настойчивостью, еще не проталкивали. «Закрытый показ» на Первом идет все-таки в куда более позднее время и обставлен столь бессмысленной болтовней Александра Гордона с приглашенными горе-экспертами, что нормальный человек у телевизора успевает уснуть в кресле еще до начала самого «показа».

«Елена», впрочем, не просто артхаус, но премированный  и на дальнейшие премии нацеленный артхаус. А Звягинцев суперпремированный режиссер артхауса. Поэтому присутствовал в этом «праздничном сеансе» для всех и каждого (притом, что фильм только-только вышел в прокат) и оттенок национальной гордости, а то и – бери выше – гордости интернациональной! Тем более что сама «Россия» приложила руку к реализации этого – поначалу и впрямь международного – проекта.

Многое в фильме «Елена» с его достоинствами и недостатками объясняется генезисом этой картины, некоторые детали которого уже успели просочиться в печать. И прежде всего тот факт, что фильм поначалу предполагали снять на английском языке с англо-американскими актерами и действие его должно было разворачиваться на каком-то условном Западе (как и в двух предыдущих картинах режиссера). Однако не срослось – и «Елену» перевели, что называется, на язык родных осин (а заодно и перевезли под их сень – в Москву).

Подобные операции редко обходятся без осложнений, ведь то, что русскому хорошо, немцу - смерть (и, не исключено, наоборот). И дело даже не в том, что семидесятилетний  богатей, регулярно жрущий «Виагру» для того, чтобы совокупляться с шестидесятилетней супругой, - фигура, в русской жизни, что ни говори, экзотическая, а то и немыслимая. Не стыдно быть дедушкой, стыдно спать с бабушкой. «Виагру» принимают для девочек из сауны, а с бабушкой ограничивают себя водочкой.

А скорее уж в том, что в России законную супругу никакими силами наследства не лишишь (как, впрочем, и единственную дочь), а значит, у Елены пропадает едва ли не единственный мотив для убийства. Деньги нужны ей сейчас?  Возьми, что называется, ссуду в банке – кто ей, с ее пропиской в миллионерском районе, откажет? Ей нужно всё и сразу? Но и это неправда; мужа она любит (вот только не так сильно, как сына и внуков); отмазать призывника от армии стоит три тысячи долларов, ну, максимум, пять. О чем речь?

Фильм «Елена» задуман и снят, разумеется, на трех уровнях: как зрелище (и не в последнюю очередь «звучалище»), как притча и как, якобы, бытовая история. Однако при такой конструкции бытовая история должна быть выстроена безукоризненно – иначе рассыпается и притча. Что, на мой взгляд, и происходит в фильме. Не укорененные в московскую почву, недостоверные персонажи (пусть и прекрасно сыгранные) не дают притче принять сколько-нибудь отчетливые очертания. О такой мелочи, как авторская позиция, и говорить не будем – она так и остается за скобками.

О чем «Елена»? О справедливости или несправедливости социал-дарвинизма? О слепой родительской любви? О самоубийственной старческой жадности? Или, может быть, о недопустимо большом разрыве между богатыми и бедными? Или еще о чем-то в таком вкусе? Задаваться всеми этими вопросами бессмысленно: условия математической задачи «Елена» (то есть бытовая история, рассказанная в фильме) сформулированы так, что решить ее невозможно в принципе.

Оно, конечно, очень стильно получается без решения. Очень артхаусно. Очень по-скандинавски. Да картина ведь и впрямь очень красива, изящна и смотрится без малейшего напряжения… Без напряжения, хотя, правда, и без волнения. И не верю я тем сетевым кумушкам, которые раздражены, разъярены, взбешены «откровенностью» картины. Которым кажется, будто взяли их за седую косу да и ткнули носом в чужую замочную скважину.

Потому что это не замочная скважина, а глазок калейдоскопа: там очень красиво, но это не осмысленная картинка (непристойная или нет), а всего-навсего арабеска. Любуйтесь узорами, любуйтесь актерами, слушайте прелестную музыку, - но, ради бога, не ищите в показанном вам праздничным вечером по «России» ни малейшего смысла – ни прямого, ни переносного, ни бытового, ни символического.

Да вы ведь и не ищете, правда?

Виктор ТОПОРОВ

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".