Статья
29 Мая 2010 3:23

Enchanted Europe

<p>Очарование зачарованной Европы, или Удивительная судьба волшебных существ на Западе и их роль в политической и философской борьбе Нового времени.</p>
Комментарии экспертов
<p>Предметом монографии популярного на Западе исследователя теологии Нового времени Яна Камерона на этот раз стал вопрос о существовании сверхъестественных сил в Европе начиная с тринадцатого века и заканчивая концом века восемнадцатого. Ну, вернее, Камерон исследует не сам факт наличия или отсутствия ангелов, демонов и фей, а значение дискуссии об их существовании, которая велась в неявных и явных формах последовательно между Церковью и «простым народом», католиками и протестантами, христианами и философами-просветителями, философами и романтиками.</p>
<p>Если подробнее, то Камерон начинает с того, что опровергает расхожее мнение касательно гомогенности духовного пространства в средневековой Европе. Т.е., когда дело касалось монополии Церкви на спасение душ, никто не был против. Но трения возникали, когда Церковь пыталась представить мир дискретным — разделить его между Добром и Злом. Рядовой «народ» не имел ничего против ангелов и демонов, но помимо них наплодил ещё огромное количество волшебных существ, ни добрых и ни злых, а просто заполняющих собой пространство волшебного, чем приводил церковников в ярость.</p>
<p>Все средние века Церковь боролась с разными Волшебными Народцами, то объявляя их демонами, то заявляя о том, что их не существует. Народ не верил и продолжал выставлять блюдца с молоком для эльфов за дверь.</p>
<p>В конце концов, охотясь на единорогов и леших, Церковь проморгала Реформацию, и битва с суеверием развернулась уже между двумя церквями. Едва ли не первое, что сделали протестанты, освоившись как религия — это обвинили католиков в идолопоклонстве и суеверии (а попутно заявляли, что демонов не существует, а порождают их только сами люди). А католики, в свою очередь, — протестантов в суеверии и ереси. Конец спорам положили просветители, тоже удачно воспользовавшиеся моментом и объявившие самого Бога суеверием, а обе церкви — рассадниками суеверий.</p>
<p>Конец восемнадцатого века ознаменовался бурными дебатами между этими четырьмя лагерями, доходящими, как нам известно из истории, до кровопролития. Конец этому положили невинные литературные романтики, объявив, что, может быть, сверхъестественных существ и нет, но вот народную культуру надо сохранить. Собственно, в состоянии этого консенсуса мир пребывает и сейчас.</p>
<p>Euan Cameron, «Enchanted Europe: Superstition, Reason, and Religion, <nobr>1250-1750».</nobr> Oxford University Press, 2010</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".