Статья
16 Ноября 2011 22:27

Евразийский союз: от слов к делу

<p><strong>В Госдуме в среду прошло заседание круглого стола, на котором депутаты, эксперты и представители регионов обсудили перспективы интеграционных процессов  на постсоветском пространстве в  рамках Евразийского союза. </strong></p>
<p>Спикер Госдумы, председатель высшего совета «Единой  России» Борис Грызлов, открывая встречу, заявил, что поддерживает идею создания Евразийского союза и считает, что уже наступило время переходить от слов к делу.</p>
<p>«Думаю, что пришло время, чтобы мы уже серьезно плотно и конструктивно обсуждали вопрос создания Евразийского союза и не только обсуждали, но и пришли к реализации этого большого проекта», - заявил Грызлов.</p>
<p>Для этого, по его  словам, есть «все условия» и «исторические  аргументы».  Это и исторически сложившаяся кооперация в экономике и опыт комфортного проживания на одной территории представителей различных конфессий, подчеркнул он. Евразийский союз, по подсчетам спикера Госдумы, может объединить 230-250 миллионов человек.  </p>
<p><strong>«Для создания Евразийского союза можно было бы сейчас уже выходить на обсуждение декларации», </strong>- считает Грызлов. Он предложил дальше идти по конструктивному плану, в рамках которого в том числе предусмотрено «создание наднациональных органов».</p>
<p>При этом помимо государств, расположенных на постсоветском пространстве, Грызлов предложил присоединиться к Евразийскому союзу и другим странам.<br />
Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин поддержал Грызлова, отметив, что не смотря на то, что множество юридических шагов к созданию Евразийского союза уже сделано, стоит поторопиться с теми, что еще не сделаны.  </p>
<p>«Но так у  нас сложилось, что мы долго запрягаем, правда, потом быстро едем», - заметил  сенатор.</p>
<p><strong>Приоритетным  направления формирования Евразийского союза Торшин назвал создание единого правового пространства для СНГ, а если конкретнее, то суда по правам человека в СНГ. </strong></p>
<p>«С учетом опыта работы ЕСПЧ, с учетом собственных наработок, мы могли бы создать достаточно эффективный  правовой механизм защиты граждан СНГ», - сказал он. По словам первого вице-спикера Совфеда, суд по правам человека в СНГ будет иметь ряд преимуществ перед ЕСПЧ. В частности, делопроизводство будет вестись на русском языке, что сделает судопроизводство доступнее для граждан. К тому же дела будут рассматриваться быстрее.  </p>
<p>А вот вице-спикер Госдумы Александр Бабаков напротив, предостерег от чрезмерно быстрой интеграции стран на постсоветском пространстве при создании Евразийского союза.</p>
<p>Выступавший также  на круглом столе в Госдуме  директор Института актуальных международных проблем Дипломатической Академии МИД РФ Алексей Пушков назвал путь создания Евразийского союза единственно верным логическим решением возможным для России в начале 21-го века. При том, что «мир будет по-прежнему развиваться в рамках интеграционных групп и группировок» и «вступление России в Европейский Союз в обозримом будущем невозможно», а Китай «не желает себя связывать какими либо обязательствами перед другими странами», Пушков заявил, что Евразийский союз для России – это «естественный путь интеграции с ближайшими государствами, которые в этом заинтересованы».</p>
<p><strong>Пушков отметил, что Евразийский союз также поможет  интересам безопасности нашей страны. </strong>«В условиях, когда нас с юга  поджимают непредсказуемые страны типа Афганистана, когда есть экспорт радикальных тенденций оттуда в Среднюю Азию, да и в Россию, как мы знаем, тоже, прежде всего, в кавказские регионы, в этих условиях задуматься о безопасности тоже невредно», - отметил он, добавив, что для многих стран Средней Азии подобный союз с Россией – «это еще некая гарантия от возможных неприятностей со стороны Китая».</p>
<p>Встречу в стенах Государственной думы посетил также  постпред России при НАТО Дмитрий  Рогозин. В своем выступлении он отметил, что евразийское пространство - это уникальная территория, «в 21 веке это будет самая притягательная территория для всех сильных мира сего».  «Именно на нашей земле есть ископаемые, вся таблица Менделеева, у нас есть люди способные на этой земле работать, только порядка не хватает, - отметил Рогозин, - вот этой вот самооценки высокой не хватает, чувства великого самомнения, как говорил Достоевский, не хватает сегодня нам».</p>
<p>Подводя итоги  круглого стола Борис Грызлов  предложил присоединиться к Евразийскому союзу не только государствам, находящимся на постсоветском пространстве, но и «многим другим странам».</p>
<p><strong>Думский спикер отметил, что участники круглого стола однозначно высказались за создание Евразийского союза, который  представляет из себя Союз суверенных государств.</strong></p>
<p>Грызлов пояснил, что создание Евразийского союза обусловлено в первую очередь тем, что современный мир «перестал был однополюсным» и сегодня формируется новый полюс – «он уже оформляется, он виден и с созданием евразийского пространства он будет абсолютно заметен».</p>
<p>Причем, как добавил председатель Госдумы, это будет не «холодный полюс - он будет горячим, эффективно развивающимся и воспринимаемым большинством граждан, которые проживают на евразийском пространстве». </p>
<p><strong>Между тем, результаты опроса, проведенного социологами, свидетельствуют, что 50 процентов россиян поддерживают идею создания интеграционного объединения на постсоветском пространстве.</strong> Это может быть либо восстановление бывшего СССР на добровольной и равноправной основе (23%), либо Таможенный (15%) и Евразийский экономический (10%) союзы.</p>
<p>Напомним, в статье в газете «Известия», опубликованной в начале октября текущего года, премьер-министр РФ ВладимирПутин выступил с инициативой создания наднационального экономического объединения - Евразийского союза. Глава правительства назвал Евразийский союз «следующим, более высоким уровнем интеграции».</p>
<p>Идею создания Евразийского Союза одобрили президенты Казахстана и  Белоруссии.</p>
<p>По мнению Владимира Путина, к реализации идеи Евразийского Союза Россия сможет подойти к 2015 году.</p>
<p><strong>«Единороссы» прорабатывают варианты своего представительства в парламенте будущего Евразийского союза. </strong></p>
<p>«Одна из общественных организаций, работающих с парламентским большинством, созданная на базе Центра социально-консервативной политики (идеологической площадки партии - ред.) - Социально-консервативный союз - заявила о программе, связанной с объединением консерваторов Европы и Азии, формированием конфедерации консервативных сил. Эта сила, по сути, может стать прообразом будущей партии большого евразийского парламента», - заявил заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов.</p>
<p>Участие в дискуссии приняли спикер Госдумы, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, постпред России при НАТО, неформальный лидер общественной организации «Родина - Конгресс русских общин» Дмитрий Рогозин, депутаты, сенаторы, политологи, журналисты, сообщает сайт «Единой России». <br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году написал книгу о формировании евразийского союза государств. В октябре 2000 года - первый год президентства Путина - было принято решение о создании ЕврАзЭС.</p>
<p>За 12 лет мы прошли тот путь, который Европейский союз прошел за 40 с лишним лет. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем идти по этому пути опережающими темпами, потому что времени на это отпущено не много. </p>
<p>Формирование «большой страны» не просто отвечает чаяниям народов, оно очень помогает. Оно формирует перед нами ту макрозадачу, без которой наши народы никогда не жили. </p>
<p>Воссоздание большой страны - это громадная макрозадача, ради которой люди будут работать. Это лучший способ борьбы с национальными конфликтами. Тем, кто движется по этому, пути им не до Манежки. </p>
<p>Решение задачи формирования единого евразийского пространства – будет «лакмусовой бумажкой для власти» на ближайшие годы. Все, что делается в этом направлении - это есть благо. Все, что против, - это неправильно. <br />
 </p>
<p>Тренд на создание единого евразийского пространства означает, что мы больше не будем существовать в ситуации вынужденного уродства с оторванными руками, ногами и так далее. </p>
<p>Идея восстановления «большой страны» несет в себе ряд серьезных вызовов во внешней и внутренней политике. Кроме того, нельзя не обращать внимание и на вызовы кризиса. Кризис нынешний означает, что мир обречен на деглобализацию, на уход нынешнего мирового доминанта. </p>
<p>В этих условиях Россия должна стать «магнитом», который притягивает к себе дружественные государства. Это императив выживания, то есть никакой другой альтернативы ни нам, ни тем народам, которые с нами жили и связаны с нами одной исторической судьбой, нет. </p>
<p>Россия не может себе позволить развиваться в рамках модели национального государства. Национальные государства не способны интегрировать никакую серьезную инокультурную массу. В принципе, вообще модель национального государства тупиковая, временная.</p>
<p>Сейчас мы отказываемся от этой модели. Мы даем всем сигнал, что мы больше русское национальное государство строить не будем. </p>
<p>Для нас Евразийский союз, большая интеграция, большая страна является формой выживания русского народа. Русский народ может сохраниться только в этом контексте.</p>
<p>Задача создания Евразийского союза, безусловно, не является задачей одного государства. Россия сделала свой выбор относительно того, по какому вектору будут происходить интеграционные процессы. </p>
<p>Предлагая Евразии российский проект наша страна, безусловно, будет учитывать тот опыт надгосударственных образований, который уже накоплен в мире. Нам надо думать о модели интеграции, которая опиралась бы не только на экономический фундамент, но и социальный, духовный факторы. Необходимо, в первую очередь, формировать единое социальное пространство. </p>
<p>Важно ориентироваться на общественный диалог между странами евразийского пространства. Только в этом случае мы не допустим ошибки, создания заведомо мертвого образования. И такая работа уже ведется. Одна из общественных организаций, работающих с парламентским большинством, созданная на базе ЦСКП, – Социально-консервативный союз – заявил о программе, связанной с объединением консерваторов Европы и Азии, формированием конфедерации консервативных сил. Эта сила, по сути, может стать прообразом будущей партии большого евразийского парламента.</p>
<p>В вопросе создания мощного национального объединения, играющего роль эффективной связки между Европой и азиатско-тихоокеанским регионом, давно существует объективная необходимость. Если мы посмотрим на Европу, которая предложила в свое время создать Евросоюз, то в основе этого объединения лежали уже не столько политические, сколько экономические обстоятельства. </p>
<p>Сегодня же мировой финансовый кризис показал, что пора Европе и Америке отходить от однополярной системы и признавать то, что Россия во внешней своей политике меняет акценты. Она предлагает себя в качестве реального партнера всем тем, кто готов воспринимать Россию как реального партнера. </p>
<p>Если мы рассмотрим отношения современной России и старой Европы, мы увидим, что порой наши отношения характеризуются присутствием определенных политических спекуляций, что мешает нормальному экономическому развитию. А как раз  страны, которые потенциально могли бы войти в Евразийский союз, в наименьшей степени обременены подобного рода проблемами и здесь движение вперед было бы гораздо более эффективным. </p>
<p>Однако, опыт Евросоюза должен показывать нам, что не должно быть опережения темпов интеграции над целесообразностью. Мы не должны забывать, что страны, которые  могут и должны играть определяющую роль для Союза, гораздо меньше подвержены политическим влияниям, которые имели место в Европе. Я имею в виду влияние НАТО и даже такой идеи, как ПРО.  </p>
<p>Создание Евразийского союза – это, в первую очередь, практическая задача. И я думаю, что  приоритетом направления его  формирования является создание единого  правового пространства. Сама эта  возможность закреплена статьей  пятой устава СНГ, и целый ряд шагов в этом направлении уже приняты. </p>
<p>Существует экономический суд СНГ, заключен целый ряд конвенций, межпарламентская ассамблея СНГ уже разработала и одобрила 273 нормативных правовых акта рамочного характера, рекомендательного характера, работа идет. Но так у нас сложилось, что мы долго запрягаем, правда, потом быстро едем. Наверное, уже пора сейчас поехать быстро. </p>
<p>В качестве конкретного предложения, хотел бы высказать идею о создании Суда по правам человека в СНГ. На  самом деле, интересы рядового человека, рядового гражданина, должны быть поставлены во главу угла. ЕСПЧ - это эффективный инструмент, но не все страны причастны к ЕСПЧ, и граждане целого ряда государств в СНГ не могут туда обратиться. Мы же, с учетом опыта работы ЕСПЧ, с учетом собственных наработок, могли бы создать достаточно эффективный правовой механизм защиты наших граждан. Это не альтернатива для россиян, но у них будет возможность выбрать. </p>
<p>При этом, мне  кажется, у созданного суда будут серьезные приоритеты перед ЕСПЧ. Это русский язык, на котором ведется судебное делопроизводство, не нужно будет такое количество переводчиков, и если учесть, что судиться в Европе для гражданина дело дорогое, то в суде СНГ оно будет гораздо более доступным. Ну и конечно, сроки. Сроки рассмотрения дел не по 6-7 лет, а гораздо более быстрые. </p>
<p>Создание Евразийского союза - это единственная логика развития, которая, как представляется, возможна для нас в начале 21 века. Очевидно, что мир будет по-прежнему развиваться в рамках интеграционных групп и группировок. И мы прекрасно понимаем, что вступление России в Европейский союз в обозримом будущем невозможно. </p>
<p>Я задал как-то вопрос об этом несколько лет назад Роману Проди, который тогда возглавлял Комиссию европейских сообществ, и он сказал, что при всех симпатиях к России при его жизни это невозможно. Проди было тогда лет где-то 58-60, я желаю ему долгих лет жизни, но думаю, что в любом случае это означало двадцатилетнюю перспективу. Тогда Евросоюз в течение семи лет обсуждал вступление таких малых стран как Кипр или прибалтийские государства, тем более, в таких условиях, как кризис, который переживает Евросоюз, ни о каком вступлении России в него не может быть и речи. Туда не примут даже малые государства, не говоря уже о такой огромной системе и одной из десяти ведущих экономик мира, которой является Россия. </p>
<p>Здесь присутствует господин Рогозин, который у нас  представляет Россию в НАТО, но мне  кажется, что при всех разговорах о сотрудничестве нашем с этой организацией, опять же о вступлении России в НАТО тоже не может быть и речи. В лучшем случае, мы выйдем на какой-то уровень партнерства с альянсом, хотя, если мы посмотрим на проблемы, которые нас разъединяют, иногда создается ощущение, что они гораздо больше, чем проблемы, которые нас объединяют. </p>
<p>Когда-то министр  обороны Грачев в 90-е годы сказал, что если нас не ждут на Западе, мы пойдем на Восток. Проблема в том, что в интеграционном плане на Востоке присутствует своя реальность. Китай принципиально не заключает военных союзов с какими бы то ни было государствами, он имеет стратегию полной свободы рук, не желает себя связывать какими либо обязательствами перед другими странами, и это еще одна составная часть доктрины Ден Сяопина, и Китай ее придерживается. Кроме того, Китай создает свою зону активного экономического, ну, и, естественно, политического присутствия вокруг своих границ. И я думаю, что Китай будет развиваться достаточно автономно, не будет связывать себя какими-либо альянсами и жесткими интеграционными структурами. По-видимому, Шанхайская организация сотрудничества – максимум, на который может пойти Китай.  </p>
<p>В этих условиях что мы имеем? Мы имеем естественный путь интеграции с ближайшими государствами, которые в этом заинтересованы. И создание условий для того, чтобы другие страны, находящиеся на постсоветском пространстве видели выгоды от этого процесса и были заинтересованы в этом тоже. Я думаю, что сейчас, может быть, об этом рано еще говорить, но все-таки, Евразийский союз имеет и некую политическую перспективу безопасности, я думаю, что это достаточно естественно в условиях когда нас с юга поджимают непредсказуемые страны типа Афганистана, когда оттуда есть экспорт радикальных тенденций в Среднюю Азию, да и в Россию, как мы знаем, тоже, прежде всего, в кавказские регионы. В этих условиях задуматься о безопасности тоже невредно.  </p>
<p>Кстати, для многих стран Средней Азии союз с Россией  – это еще и некая гарантия от возможных неприятностей со стороны Китая. Сейчас Китай не демонстрирует какой-либо экспансионисткой внешней политики, но мы знаем, что чем страна становится сильнее, тем больше у нее появляется для этого искушений.  <br />
Но сейчас речь идет о создании единой экономической  системы. Мне кажется, идея абсолютно  верная, идея абсолютно правильная. И то, с каким недовольством  она была встречена в неблагожелательно настроенных по отношению к нам кругах в Соединенных Штатах Америки, показывает, что было принято совершенно правильное решение. Это проверка, которую идея российского руководства прошла достаточно быстро. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".