ФАС наращивает мышцы
Тенденция на усиление Федеральной антимонопольной службы продолжается. В начале года ведомство сменило стратегию работы с нефтяными компаниями. Вместо борьбы против отдельных нефтяных компаний, служба Игоря Артемьева приступила к разработке единой формулы определения стоимости нефтепродуктов, которую представила несколько месяцев назад. Согласно формуле, оптовая цена топлива в отдельном районе России должна была определяться вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному НПЗ центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье) экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена переводилась в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. При этом допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно было превышать 1-2%. Формула ценообразования на нефтепродукты должна была серьезно ударить по финансовым позициям нефтяников. Компании могли лишиться около 15% чистой прибыли.
Для того, чтобы избежать значительных убытков, нефтекомпании выдвинули встречные предложения с целью «торпедировать» проект ФАС. Первой свои инициативы представил «ЛУКОЙЛ». Бизнес-структура Вагита Алекперова предложила не учитывать транспортные расходы и использовать среднемировую цену. При этом допустимые отклонения от расчетной цены должны были составить плюс-минус 10% или 20%. В конечном счете, проект по внедрению единой формулы ценообразования «завис» в правительстве на несколько месяцев, что серьезно ослабила позиции ведомства Игоря Артемьева.
Для того, чтобы увеличить аппаратный вес, ведомство Игоря Артемьева представила «третий антимонопольный пакет» поправок в действующее законодательство. Документ, опубликованный на официальном сайте ФАС, закрепляет использование схемы оценки ценообразования на сопоставимых рынках.
Согласно предложениям ФАС, антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой. Кроме того, «третий антимонопольный пакет законов» предусматривает обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара. Также будет уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий
Кроме того, ведомство настаивает на предоставлении ФАС право возбуждать антимонопольные дела на основании собственных проверок. Данное положение существенно расширить возможности службы: ФАС сможет самостоятельно готовить аппаратные и информационные атаки, не дожидаясь заявлений граждан или сообщений СМИ.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев