Статья
23 Июня 2010 0:04

Философия с шуткой

Об истории философии, о том, над чем смеялись философы, и о том, как смеялись над ними самими, или Польза "бородатого" анекдота.
Комментарии экспертов
<p>Практика исторического анекдота с участием философа очень стара. Ирония в том, что иногда (как в случае с Эпикуром, например) ничего от учения философа, кроме анекдота, просто не остается. </p>
<p>При этом, как и в случае с любым другим расхожим сюжетом, за каким-то конкретным философом не закреплен какой-то свой исключительно ему принадлежащий сюжет. Например, ситком о кореньях и службе. Один персонаж (Б) подходит к другому (А), собирающему коренья (или бобы, как вариант) и заявляет, что если бы он, персонаж А, служил господину персонажа Б, то А не пришлось бы собирать коренья (бобы). На это персонаж А отвечает, что если бы Б мог собирать коренья, то ему не надо было бы служить своему господину. В роли обоих персонажей перебывали практически все философы, от Пифагора и до Аристиппа. </p>
<p>Более или менее стройная цепочка анекдотов появляется уже в Новом времени. Так мы можем относительно точно утверждать, что именно Эйнштейн (игравший, как известно на скрипке) не мог сосчитать до трех, когда аккомпанировал на одном из вечеров. </p>
<p>Впрочем, настолько ли это существенно? Отсутствие достоверной информации о героях анекдотов не препятствует возможности рассказывать их и блистать остроумием и эрудицией, т.к. все равно в фальсификации исторического знания уличить выступающего невозможно. Иногда, однако, можно сослаться на то или иное издание, в котором упомянут тот или иной анекдот. Возможно, ярче всего это заметно в литературно-философских исследованиях восемнадцатого века, где ссылка все ещё нечто большее, чем пустая академическая формальность, некий символ эрудиции. Но если не закрывать глаза на достоверность первоисточника, то достоверность даже такой ссылки вызовет сомнения.</p>
<p>Тем не менее, это не помешало Педро Гонсалесу Калеро попытаться сформировать единый реестр философских анекдотов. Конечно, на академическое исследование «Философия с улыбкой» не тянет. Перед нами стандартный сборник анекдотических историй. Истории систематизированы по историческим периодам, но никакой доказательной базы их достоверности не существует и в помине, предполагается верить автору на слово, что не так уж недопустимо, ввиду озвученных выше доводов. Большинство из них настолько стары и известны, что, возможно, их рассказывали Ною его дети. Т.е. фактически, единственной ценностью книги Калеро становится возможность использовать её как легитимный источник «боянов». Что не так уж и плохо.</p>
<p>Педро Гонсалес Калеро, «Философия с шуткой: О великих философах и их учениях», М.: Колибри, 2010 — 400 с.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".