Статья
150 13 Декабря 2010 3:17

Гарри Поттер и философия

Очень краткое введение в философию книг о Гарри Потере и "идеи, волнующие всякого мыслящего человека", или О том, как найти нечто там, где его нет.

Комментарии экспертов

Гарри Поттер —вполне состоявшийся бренд. Одного намека на связь с ним обычно хватает, чтобы товар сразу же был раскуплен. Примерами могут быть: пародия на него (Порри Гаттер или Таня Гроттер), книга подписанная самим Гарри (некий предприимчивый украинец сменил пару лет назад фамилию на Поттер и теперь дурно пишет про мир Роулинг) или книги про мир Поттера. Тем более, что первой традицию писать исследовательские книги о мире юного волшебника и его друзей начала сама Джоанна Роуллинг, написав учебник по уходу за магическими существами.

В связи с этим, появление на книжном рынке книги «Гарри Поттер и философия» не должно никого удивлять. До того, как начать изучение мира волшебников и маглов, авторы подвергли философскому изучению доктора Хауза и «Сумерки». Такая настойчивость достойна изучения. Вполне очевидно, что общество довольно критично отнесется к любой попытке увидеть в 7 томах Роулинг что-то кроме развлекательной подростковой литературы, которая помогает представить себя волшебником или даже переживать за героев, но не заставляет думать, как предположим «Алиса в стране чудес» или «Винни-Пух» в переводе Заходера. Значит любая попытка построить на основании книг Роулинг стройную философскую концепцию или даже подвести события в книгах под уже существующую теорию обречена на провал . Общество их просто не воспримет.

С другой стороны, мир Гарри Поттера все таки магический и потому у нас не может быть оснований считать, что в нем будут работать уже существующие людские теории об устройстве мира. В результате, книга отвергает всяческие попытки загнать себя в рамки и ни на один из поставленных в текстах ответов у авторов не получается ответить сколько-нибудь однозначно или хотя бы без массы оговорок.

Но в таком случае любой философский текст про Гарри Поттера оказывается не только неверным, но и что гораздо обиднее, бессмысленным. Он не может ничего сообщить читателю, он не применим на практике.

На самом это не совсем так: подробно разбирая, например, чей разум (человека или собаки) управляет поступками Сириуса Блека в его псином образе, автор довольно подробно обрисовывает нам существующие в мире философии концепции о взаимодействии тела и разума. Пускай, каждую из них автор и отвергает в самом конце, но задача познакомить нас с достижениями современной философии частично оказывается выполнена.

Авторы книги затрагивают такие фундаментальные принципы бытия любого человека, как судьба, смерть или любовь. С другой стороны, не забыты и более частные вопросы вроде насколько книги Роулинг противоречат феминизму (вероятно, не противоречат) или можно ли считать Дамблдора либертарианцем (скорее, не стоит).

На мой взгляд, наиболее интересным получилось обсуждение вопроса «Имеет ли право кто-либо, включая саму Джоанн Роулинг, добавлять детали в уже существующий мир Гарри Поттера? Или никто не имеет права делать дополнения в уже существующий канон?». Твердого ответа на этот вопрос автор не дает. И тем самым оставляет возможность для любого читателя задать себе вопрос «Стоит ли читать книгу, которая добавляет новые трактовки событий в мир Гарри Поттера? Или же считать, что автор книг написала все то, что нам, как читателям, было бы полезно знать?»

Мой ответ после изучения всей книги: «Скорее всего написала и потому любые трактовки на фоне мира, где уже существует Хогвартс и почтовые совы, будет выглядеть довольно бледно.»

Гарри Поттер и философия. Под редакцией Э. Бешема, United press, 2011

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".