Статья
13 Декабря 2010 3:17

Гарри Поттер и философия

<p>Очень краткое введение в философию книг о Гарри Потере и "идеи, волнующие всякого мыслящего человека", или О том, как найти нечто там, где его нет.</p>
Комментарии экспертов
<p>Гарри Поттер —вполне состоявшийся бренд. Одного намека на связь с ним обычно хватает, чтобы товар сразу же был раскуплен. Примерами могут быть: пародия на него (Порри Гаттер или Таня Гроттер), книга подписанная самим Гарри (некий предприимчивый украинец сменил пару лет назад фамилию на Поттер и теперь дурно пишет про мир Роулинг) или книги про мир Поттера. Тем более, что первой традицию писать исследовательские книги о мире юного волшебника и его друзей начала сама Джоанна Роуллинг, написав учебник по уходу за магическими существами.</p>
<p>В связи с этим, появление на книжном рынке книги «Гарри Поттер и философия» не должно никого удивлять. До того, как начать изучение мира волшебников и маглов, авторы подвергли философскому изучению доктора Хауза и «Сумерки». Такая настойчивость достойна изучения. Вполне очевидно, что общество довольно критично отнесется к любой попытке увидеть в 7 томах Роулинг что-то кроме развлекательной подростковой литературы, которая помогает представить себя волшебником или даже переживать за героев, но не заставляет думать, как предположим «Алиса в стране чудес» или «Винни-Пух» в переводе Заходера. Значит любая попытка построить на основании книг Роулинг стройную философскую концепцию или даже подвести события в книгах под уже существующую теорию обречена на провал . Общество их просто не воспримет.</p>
<p>С другой стороны, мир Гарри Поттера все таки магический и потому у нас не может быть оснований считать, что в нем будут работать уже существующие людские теории об устройстве мира. В результате, книга отвергает всяческие попытки загнать себя в рамки и ни на один из поставленных в текстах ответов у авторов не получается ответить сколько-нибудь однозначно или хотя бы без массы оговорок.</p>
<p>Но в таком случае любой философский текст про Гарри Поттера оказывается не только неверным, но и что гораздо обиднее, бессмысленным. Он не может ничего сообщить читателю, он не применим на практике.</p>
<p>На самом это не совсем так: подробно разбирая, например, чей разум (человека или собаки) управляет поступками Сириуса Блека в его псином образе, автор довольно подробно обрисовывает нам существующие в мире философии концепции о взаимодействии тела и разума. Пускай, каждую из них автор и отвергает в самом конце, но задача познакомить нас с достижениями современной философии частично оказывается выполнена.</p>
<p>Авторы книги затрагивают такие фундаментальные принципы бытия любого человека, как судьба, смерть или любовь. С другой стороны, не забыты и более частные вопросы вроде насколько книги Роулинг противоречат феминизму (вероятно, не противоречат) или можно ли считать Дамблдора либертарианцем (скорее, не стоит).</p>
<p>На мой взгляд, наиболее интересным получилось обсуждение вопроса «Имеет ли право кто-либо, включая саму Джоанн Роулинг, добавлять детали в уже существующий мир Гарри Поттера? Или никто не имеет права делать дополнения в уже существующий канон?». Твердого ответа на этот вопрос автор не дает. И тем самым оставляет возможность для любого читателя задать себе вопрос «Стоит ли читать книгу, которая добавляет новые трактовки событий в мир Гарри Поттера? Или же считать, что автор книг написала все то, что нам, как читателям, было бы полезно знать?»</p>
<p>Мой ответ после изучения всей книги: «Скорее всего написала и потому любые трактовки на фоне мира, где уже существует Хогвартс и почтовые совы, будет выглядеть довольно бледно.»</p>
<p><strong>Гарри Поттер и философия. Под редакцией Э. Бешема, United press, 2011</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".