Статья
1617 3 ноября 2015 17:46

Газ мелкими партиями

«Газпром» старается вернуть себе былые позиции на европейском энергорынке. Однако экономическая ситуация заставляет его искать новую стратегию ведения бизнеса.

Рынок газа постепенно становится более самостоятельным, независящим он цен на нефть. На первый план выходят краткосрочные сделки. Концерну приходиться утверждаться на спотовом рынке и демонстрировать более гибкую экспортную политику.

Балтике — спотовые контракты

«Газпром экспорт» объявил о том, что собирается провести до конца года газовый аукцион специально для покупателей из стран Балтии. Компания надеется, что сможет продать газ с поставкой в 2016 году тем потребителям, контракты с которыми истекают в конце 2015-го.

«Организация таких торгов основана на успешном опыте первого газового аукциона, который прошел в сентябре текущего года. Тогда «Газпрому» удалось продать около 1 млрд из предложенных 3,2 млрд м3 «голубого топлива». Лоты подразумевали поставку газа через газопровод «Северный поток» в течение зимы 2015—16 годов. В аукционе принимали участие как долгосрочные партнеры «Газпрома» (в частности, немецкая E.ОN, французская Engie), так и компании-трейдеры (Vitol, Gunvor, Novatek Gas & Power), а также региональные партнеры», — сообщает «Россия сегодня» со ссылкой на экспортное подразделение «Газпрома».

Стоит отметить, что по итогам первого полугодия 2015 года экспорт газа в страны Балтии снизился почти на 5% — до 1,8 млрд м3 газа. Однако поставки в Эстонию выросли на 50% — с 0,19 до 0,284 млрд м3, в Латвию увеличился на 4% — до 0,375 млрд м3. Только Литва снизила закупки российского газа примерно на 15%. Более того, руководство этой страны объявило, что с 1 января 2016 года страна намерена полностью отказаться от российского газа.

Согласно экспертной оценке, аукцион для продажи газа балтийским странам, конечно же, не будет очень показательным, в то же время он в очередной раз демонстрирует изменение экспортной стратегии «Газпрома». Впрочем, для решения стратегической задачи повышения поставок российского газа на европейский рынок ряд экспертов указывают на необходимость лишить «Газпром» экспортной монополии и предоставить другим нефтегазовым компаниям поставлять газ за рубеж. Только таким образом Россия может соблюсти все условия третьего энергопакета, принятого в ЕС.  

«Газпром» ищет новую стратегию

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль отметил в интервью «Актуальным комментариям», что «Газпром» уже проводил один аукцион в Европе, который получился достаточно неплохим, хотя и с небольшим объемом продаж сырья.

«Что касается аукционов для прибалтийских республик, я не думаю, чтобы это существенно изменило стратегию «Газпрома». Я думаю, что в этом отношении «Газпром» поступает совершенно правильно — ищет новые пути, новые подходы. Ситуация меняется, мир меняется, цены меняются. Поэтому надо искать любые возможности для того, чтобы решить проблему с потенциальными покупателями и потребителями, которые есть, были и будут», — заявил эксперт.

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев также указал на то, что «Газпрому» для сохранения своей доли рынка приходится давать какие-то скидки и преференции: «Поскольку действующие контракты были заключены в иных экономических условиях, многие потребители, например Турция, обращаются в арбитражные суды для того, чтобы изменить условия поставок газа, которые уже не соответствуют рыночной ситуации. Причем, не только обращаются, но и часто выигрывают такие суды. Новые контракты ориентированы на ценообразование через газовые хабы. Фактически, проводя аукционы, «Газпром» пытается подстроиться под рынок, а стратегически — концерн будет вынужден изменить всю систему ценообразования и заключения контрактов», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».

«Голубое топливо» требует «длинных денег»

Вместе с тем, Геннадий Шмаль считает, что «Газпром» может присутствовать на спотовом рынке, но он никогда не будет для него приоритетным: «Компания сможет продавать 15—20% газа по краткосрочным контрактам, но все же магистральная линия является приоритетной».

Эксперт рассказал, что он в свое время был участником переговоров, которые проводил с европейскими потребителями еще Виктор Черномырдин. «Он до утра вел эти переговоры и убеждал, что нам нужны именно долгосрочные контракты. Ведь газовая отрасль очень капиталоемкая, с очень длинным сроком окупаемости проектов. Например, трубопроводные проекты окупаются в течение 14—15 лет», — рассказывает Геннадий Шмаль. Поэтому он считает, что «Газпрому» не стоит рассчитывать только на спотовые поставки.

Читайте также Старый свет ждет газовый ренессанс

Рынок уходит от долгосрочных контрактов

Рустам Танкаев уверен, что для российского государства, конечно, было бы разумнее разделить «Газпром» на компанию транспортную и компанию добывающую: «В этом случае проблема третьего энергопакета была бы снята», — считает эксперт.

Но тем не менее, пока этого не произошло, именно «Газпром» вынужден решать стратегическую задачу по сохранению своей доли европейского рынка и расширению присутствия на рынках Юго-Восточной Азии, отметил эксперт.

«Рынок газа в мире отделяется от рынка нефти, на нем складывается своя система ценообразования и свои законы заключения договоров. Если еще 10 или 30 лет назад на газовом рынке преобладали долгосрочные контракты, которые жестко привязывали потребителя к производителю, то сейчас этого уже нет. Поскольку развился рынок сжиженного природного газа (СПГ), существуют альтернативные поставщики на европейский рынок даже по трубам», — рассказал Танкаев.

По его мнению, сейчас на рынке газа большая конкуренция: «Газпром» стали теснить, компания постепенно теряет свою долю рынка. В этой связи газовому концерну пришлось пересматривать свою стратегию по работе на рынке, то есть отказываться от долгосрочных контрактов и приноравливаться к рыночной системе ценообразования, которая сейчас сложилась в Европе.

Эксперт уверен, что после завершения всех долгосрочных контрактов, не только с Прибалтикой, но и с другими странами, новые контракты будут заключаться на совершенно иных условиях, отвечающие тем реалиям рынка, которые сейчас сложились: «Уже нет никаких шансов на то, что удастся заключить контракт на 30 лет с привязкой цен на газ к ценам на нефть или на мазут, как это было раньше».

Цены помогают «Газпрому»

В настоящее время цена поставок газа снизилась практически вдвое от тех показателей, которые были два года назад. Поэтому, можно говорить о том, что нынешние цены на энергоносители благоволят расширению экспортного рынка «Газпрома». И именно поэтому же европейские потребители вряд ли смогут устоять перед соблазном подписать новые контракты на поставку газа с такими ценами.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".