Статья
27 Марта 2009 16:31

ГД приняла сразу во втором и третьем чтениях закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. Средства Резервного фонда предлагается направлять на финансирование дефицита федерального бюджета.

<p>Госдума на заседании в пятницу приняла сразу во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».<br>
<br>
Документ, в частности, приостанавливает до 2013 года действие норм кодекса, ограничивающих размер дефицита федерального бюджета 1% ВВП, ненефтегазового дефицита бюджета - 4,7% ВВП, а также нормы, в соответствии с которой средства Резервного фонда могут направляться только на финансирование нефтегазового трансферта, передает «Интерфакс».<br>
<br>
Средства Резервного фонда предлагается направлять на финансирование дефицита федерального бюджета, который в 2009 году без учета средств Фонда национального благосостояния прогнозируется на уровне 7,4% ВВП.<br>
<br>
Также документ предусматривает переход в 2009 году от трехлетнего бюджетного планирования к годовому.<br>
<br>
Еще один блок поправок касается расширения возможности предоставления дотаций местным бюджетам. Так, предлагается временно отменить ограничение по предоставлению межбюджетных трансфертов в размере 10% от общего объема трансфертов.<br>
<br>
Также закон предоставляет возможность госкорпорациям Фонд содействия реформированию ЖКХ и Роснанотехнологии возвращать в федеральный бюджет субсидии, предоставленные им в виде имущественного взноса РФ.<br>
<br>
Кроме того, предполагается возможность приостановки в 2009 году требования Бюджетного кодекса о предоставлении в составе материалов, вносимых одновременно с проектом федерального бюджета в Госдуму, реестра расходных обязательств и отчета о реализации долгосрочных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.<br>
<br>
Законом предусматриваются также поправки в Таможенный кодекс РФ, обеспечивающие перечисление таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет, минуя промежуточные счета таможенных органов для учета таможенных платежей. Это позволит ускорить их возможное использование для финансирования расходов федерального бюджета.<br>
<br>
Кроме того, предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте РФ. При этом не затрагиваются права участников внешнеэкономической деятельности.<br>
<br>
Как пояснил «Интерфаксу-АФИ» первый зампред бюджетного комитета Виталий Шуба, принятие поправок в Бюджетный кодекс РФ создаст правовые основы для внесения изменений в федеральный бюджет 2009 года. Ожидается, что правительство РФ внесет в Госдуму законопроект о поправках в бюджет 2009 года в ночь с 31 марта на 1 апреля. В первом чтении они будут рассмотрены 6 апреля, во втором и, возможно, сразу в третьем чтениях 15 апреля. <br>
</p>
Комментарии экспертов
<p>Фактически антикризисные поправки являлись реализацией инициатив Алексея Кудрина. Самое интересное заключается в том, что они фактически дезавуируют все предыдущие достижения министра финансов. Дело в том, что правки предыдущих годов предполагали переход на трёхлетний бюджет, закрепление за резервным фондов соответствующего статуса, как за фондом национального благосостояния. Также там отмечался допустимый трансферт бюджета. В принципе, всё это, включая трёхлетний бюджет и функционал резервных фондов был изменён в бюджетном кодексе.<br>
<br>
Понятно, что изменения в бюджетный кодекс были связаны с экономическим кризисом, с пересмотром бюджета, плюс секвестром расходов. В РФ появилось большое количество выпадающих расходов в госбюджете. Для компенсации этих расходов необходимо было использовать средства стабилизационного фонда и его преемников – резервного фонда и фонда национального благосостояния. Для этого необходимо было изменить бюджетный кодекс. Он и предполагает изменение, что резервный фонд можно расходовать при покрытии бюджетного дефицита, причём больше, чем заложено в Бюджетном кодексе. Никто не ожидал таких больших проблем.<br>
<br>
Второй момент заключается в том, что были пересмотрены некоторые позиции по трансферту межбюджетных отношений, по трансферту из резервного фонда. Кроме того, важнейшей позицией стала ликвидация трёхлетного бюджета, фактически мораторий. То есть 2009 год мы проживём с одногодичным финансовым планом, с августа уже будет внесён трёхлетний на 2010, 2011, 2012 год.<br>
<br>
С чем это связано? Понятно, что в контексте падения цен на энергоносители и абсолютную непредсказуемость экономических рынков планировать бюджет на 2010-2011 год будет нереально. Ранее действовал следующий механизм: на следующий год утверждался бюджет, а на 2010-2011 предполагался финансовый план, то есть предварительное расходование средств, при этом заполнение статьи должно было не превышать определённых процентов. Понятно, что в контексте резкого падения предсказать то, что будет в 2010-2011 году, стало невозможно. Плюс, бюджет составлялся, исходя из реалий середины 2009 года – высоких цен на нефть.<br>
<br>
Правительство отказалось от трёхлетнего бюджета и ввело мораторий на его использование. В принципе, все поправки были ранее представлены, они были частично заявлены в антикризисном плане, поэтому никаких проблем с их реализацией не появилось. Вообще тренд заключается в том, что Минфин существенно укрепляет свои позиции в управлении бюджетными средствами. Ранее он получил возможность перекидывать бюджетные средства на следующие года, то есть запуск программ начинать, например, со следующего года, а не 2009-го. Кроме того, он получил колоссальные возможности по трансферту бюджетных средств по субъектам федерации, по различным программам. Таким образом, финансово-экономический кризис может привести к существенному укреплению в аппаратной борьбе позиций Минфина.  <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".