Статья
829 16 июля 2010 12:52

Госдума приняла закон о ФСБ

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон, расширяющий полномочия ФСБ и вызывавший критику правозащитников.

354 депутата проголосовали за принятие закона, 96 против.

Согласно закону, руководитель органа ФСБ или его заместитель смогут объявлять гражданину официальное предостережение «о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органа ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности».

Данное предостережение является обязательным для исполнения.

Предостережение выносится физическому лицу «при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о его действиях, создающих условия для совершения указанных преступлений». Перед вынесением предостережения органы ФСБ должны уведомить об этом прокурора.

Официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу не позднее, чем через пять дней со дня принятия решения об этом.

Кроме того, при наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов ФСБ и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, органы ФСБ вносят в соответствующие госорганы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ .

И представление, и предостережение могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов ФСБ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток ; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Данные положения не распространяются на меры профилактики, применяемые органами ФСБ в отношении физических лиц.

Соответствующие изменения внесены в закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил ранее, что изменения в законодательстве, касающиеся расширения полномочий ФСБ, осуществляются по его прямому поручению.

 

Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:

«Профилактика - основа любой эффективной борьбы с преступностью, а у нас она последние лет двадцать была в загоне. Правоохранительные органы, деморализованные разгулом преступности в начале девяностых, выбрали четко выраженный реактивный способ борьбы с ней, которого и придерживались до последнего времени. Это привело к резкому росту показателей совершенных правонарушений, что было немыслимо в позднесоветские годы. В "нулевые" рост благосостояния населения несколько притупил проблему преступности, по крайней мере, насильственного характера, но ее уровень все равно оставался весьма высок. Мировая практика показывает, что лишь грамотно построенная система превентивных мер может помочь решить проблему преступности.

Законопроект вызвал массу нареканий правозащитников, что вполне объяснимо - у них негативная реакция на аббревиатуру ФСБ/КГБ уже давно перешла на уровень безусловного рефлекса. Вместе с тем документ содержал некоторые спорные моменты, которые удалось "вычистить" ко второму чтению. Во многом здесь сыграла свою позитивную роль реакция общественности - той ее части, которая не кричит на всех углах о "чекистском беспределе", а конкретно и по делу излагает свои доводы. Однако остается еще один вопрос - за неисполнение предписаний полагается административная ответственность. Мера стандартная, однако можно ли наказывать человека за еще несовершенное правонарушение - вопрос дискуссионный. С другой стороны - без санкций никакая мера работать не будет, поскольку тогда она просто выродится в показуху».

 

Владимир Груздев, депутат Государственной Думы:

«Основная проблема, одна из самых острейших, с которыми мы в данном случае сталкиваемся – это высокий уровень преступности в стране. И совершенно очевидно, что исключительно карательными действиями серьёзных результатов мы не добьёмся. Человек, который провёл в местах лишения свободы более 8 месяцев, крайне сложно поддаётся социальной адаптации. Поэтому здесь важна не жестокость наказания, а его неотвратимость.

В настоящее время у нас в местах лишения свободы находится необъяснимо много людей. Правоохранительная система должна сосредоточиться на превентивных мерах, предупреждении преступлений. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство. Одной из таких мер является данный законопроект.

Хочу напомнить, что сегодня Федеральная служба безопасности обладает правом выносить официальное предупреждение юридическим лицам. Более того, ежегодно выносится около 2 тысяч таких предупреждений. И ни по одному факту выноса подобных предупреждений мы не слышали, чтобы были ущемлены права физических или юридических лиц. У нас правом выносить предупреждения обладают многие государственные органы, в том числе и органы прокуратуры. Я не вижу невозможности дать такое же право Федеральной службе безопасности.

Сообщение физическому лицу информации о том, что его действия могут впоследствии привести к совершению преступления против государственной безопасности – это крайне важный превентивный шаг. У нас принято считать, что незнание законов не освобождает от ответственности, однако в данном случае законопроектом предлагается не сажать человека, а попытаться заставить его свернуть с той кривой дорожки, на которую он встал.

В судебной практике часто встречаются случаи, когда осуждённые, выслушивая приговор, признают, что совершали преступление по незнанию. Но, как говорится, поздно пить «Боржоми»: когда преступление совершенно, человек осуждён.

Наделение специальных служб новыми полномочиями наше общество всегда встречает настороженно. Слишком, видимо, длинна наша память. То тут, то там раздаются мнения о том, что можно будет привлекать теперь к ответственности любого гражданина по любому поводу. Но я абсолютно уверен в том, что говорить об ущемлении чьих-то прав нет никаких оснований. Ни о каком закручивании гаек речи не идёт».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".