Статья
1714 20 июня 2016 10:02

Лидеры Урала для «Единой России»

В условиях продолжающегося снижения уровня поддержки партии в Уральском федеральном округе предвыборные списки «Единой России» вряд ли обойдутся без глав регионов. 

Однако не все губернаторы УРФО соответствуют двум критериям для попадания в список, озвученным заместителем генсека партии власти, ответственным за выборы в регионах Виктором Кидяевым. По его словам, это будут, во-первых, губернаторы наиболее крупных территорий, а во-вторых, лидеры регионов с большой личной популярностью и узнаваемостью за пределами своих территорий. 

Исходя из этого подхода, в УРФО партия власти может получить ощутимый позитивный результат лишь в случае назначения «паровозом» главы Тюменской области Виктора Якушева.

Не будь установки на ограничение «паровозов», единороссы Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов могли бы повторить технологию образца декабря 2011 года и пойти на выборы губернаторской «тройкой». 

Но в сентябре 2016 года отдать сразу три мандата политикам, не участвовавшим в праймериз было бы нарушением текущих партийных установок. Отсюда можно сделать вывод: кандидат по данному общему списку будет один. 

Больше всего плюсов для партии принесет выдвижение на роль «паровоза» тюменского губернатора Владимира Якушева. В апреле генсек «Единой России» уже намекал на то, что партия может «предложить» Якушеву возглавить список. У главы региона хорошие отношения с федеральным центром. Считается, что тюменский губернатор обладает серьезной поддержкой со стороны мэра Москвы Сергея Собянина, которому Якушев наследовал в качестве главы региона. 

Не в последнюю очередь подобные ожидания, вероятно, связаны с устойчивой социально-экономической динамикой региона. Якушев сумел добиться снижения долговой нагрузки области, которая считается одной из самых низких в России. 

Якушев также регулярно попадает на высокие места в различных рейтингах губернаторов. Так, на прошлой неделе тюменский губернатор стал одним из бенефициаров Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах, опубликованного АСИ. За это он даже удостоился похвалы от президента Путина.

Ситуация с управляемостью политическим процессом в регионе стабильна. Прошлогодние муниципальные выборы немного укрепили позиции «Справедливой России», однако потери лица для единороссов ни в одном муниципалитете не случилось. Протесты местных дальнобойщиков против «Платона» не имели политической окраски и следов присутствия несистемной оппозиции. Коррупционные скандалы в области в последнее время отсутствовали. 

Узнаваемость Якушева среди избирателей тоже на высоте. В его пользу говорит и то, что он единственный из трех губернаторов тюменской «матрешки» прошедший через прямые выборы (86,5% голосов поддержки). Все перечисленные факторы позволяют партии использовать губернатора для проведения относительно беспроблемной и малозатратной с точки зрения ресурсов выборной кампании.

В преимущества губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина как потенциального «паровоза» партия можно было бы записать относительно молодой возраст, что удовлетворяет установке ЕР на обновление кадров в пользу молодых и эффективных политиков. 

 Как и тюменский коллега, глава Ямала – электорально универсальный политик. Но в отличие от Якушева, губернатор автономного округа не является членом Высшего совета «Единой России», что может говорить о меньшей партийной поддержке Кобылкина на федеральном уровне, чем его тюменского коллеги. 

Губернатор жестко контролирует политическую жизнь региона и даже сумел подмять под себя местный ОНФ, который регулярно обращается к нему с просьбами повлиять на руководство отдельных муниципалитетов. 

Местный политолог Александр Безделов считает, что Кобылкин пользуется «непререкаемым авторитетом» в округе. Именно благодаря этому, меньше года назад - в сентябре 2015 года возглавляемый губернатором список единороссов на выборах в заксобрание округа получил более 82% голосов. Тогда только в Салехарде результат был неожиданно низким. Впрочем, руководство федеральной ЕР предпочло это не заметить.

 Возможно именно этот результат и является причиной, почему самому Кобылкину не с руки участвовать в качестве «паровоза» на предстоящих федеральных выборах. Уровень поддержки ЕР в ЯНАО в нынешнем сентябре будет существенно ниже прошлогоднего, и это ему могут «поставить на вид». 

Против появления в партийных списках Кобылкина также могут сыграть технологические расчеты «Единой России». Существенным минусом является небольшая по сравнению с другими субъектами «матрешки» электоральная значимость территории Ямала (немногим больше 534 тысяч человек), что лишает особого смысла выдвигать его губернатора в «паровозы». 

«Единая Россия» не рассматривает губернатора ХМАО Наталью Комарову в качестве паровоза на федеральных выборах из-за того, что ей предстоят выборы в законодательный орган региона. Да и проблем у нее накопилось достаточно. В преддверии выборов в округе среди сторонников губернатора в муниципалитетах участились отставки, часть из которых сопровождается возбуждением уголовных дел.

Среди последних резонансных случаев – заподозренный в превышении полномочий бывший мэр Сургута Дмитрий Попов, которым заинтересовались силовики. 

Поддержка губернатора в регионе низкая. Этим пытаются воспользоваться конкуренты, представляя Комарову как слабое звено партии власти. 17 июня депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Сысоев, объявил о собранных 25 тысячах подписей жителей ХМАО за отставку главы региона.

Выбору в качестве «паровоза» губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева может помешать его давний конфликт с полпредством президента Игорем Холманских. А также усиливающиеся проблемы в социальной сфере региона. Не на пользу главе региона и поступающие «Единой России» негативные сигналы от местного ОНФ. Куйвашев явно продемонстрировал однопартийцам неспособность консолидировать региональную элиту вокруг своей персоны.

Негативным фоном для Куйвашева является и серия последних отставок в команде губернатора. Только весной этого года областную администрацию со скандалом покинули вице-губернатор Валентин Грипас, курировавший региональные проекты по ЧМ-2018, глава областного Минздрава Аркадий Белявский и руководитель управления автодорог Руслан Чистяков. Коррупционный скандал вокруг главы областного министерства госимущества Александра Пьянкова, который считается ставленником свердловского губернатора, тоже серьезный фактор для партии воздерживаться от потенциального привлечения Куйвашева к выборам.

Губернатору правда удалось снизить градус конфликта с мэром Нижнего Тагила Сергеем Носовым (которого в руководстве ЕР рассматривают как альтернативную кандидатуру на роль «паровоза») и не вступать в новые противоречия с главой Екатеринбурга Евгением Ройзманом. Однако вряд ли этого достаточно для успешного выдвижения во главе региональной группы.

У губернатора соседней со Свердловской Челябинской области Бориса Дубровского также мало шансов возглавить список ЕР. При серьезном антирейтинге, внутриэлитных конфликтах и отсутствии успехов на социально-экономическом поприще главе региона вряд ли следует надеяться и на собственное выдвижение, и на высокие места для своих креатур. Негативный имидж губернатора уже превратился в головную боль для единороссов. И в ходе избирательной кампании эта головная боль будет только расти.

«Паровозом» ЕР не может быть губернатор Курганской области Алексей Кокорин. Кокорин – местный уроженец, самый рейтинговый политик своей области, не имеющий проблем в отношениях с муниципальными главами. Однако область в электоральном весе незначительная и, скорее всего, будет объединена с другим субъектом в общую группу.

  

Автор:
____________

Читайте также: Губернаторы на Северо-Западе: без явных фаворитов
Приволжские паровозы: судьба старожилов
ЕР утвердит списки кандидатов в депутаты

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".