Статья
27 Января 2010 0:01

ID

<p>Анализ понятий свободы и identity, рассматривающий их не как взаимоисключающие, а напротив, как вернейших с соратников в борьбе силами зла.</p>
Комментарии экспертов
<p>На русском языке вышла новая книга советского диссидента, правозащитника и израильского политика Натана Щаранского «ID». В английском варианте она получила название «Defending Identity», то есть «Защищая идентичность».</p>
<p>Щаранский хорошо известен российскому читателю по изданной в 2006 году книге «В защиту демократии», в которой были изложены основные принципы того, что условно может быть названо неоконсервативной политической философией. Как известно, книга удостоилась высокой оценки американского президента Джорджа Буша-младшего. Щаранский блестяще отстаивает базовые принципы неоконсерватизма, которые находили понимание среди многих советских диссидентов в период холодной войны: во-первых, внешняя политика любого государства является прямым продолжением его внутренней политики, а во-вторых, мирное сосуществование возможно только между теми государствами, которые соблюдают права человека у себя дома. Второй принцип означает, что демократические государства при взаимодействии с недемократическими режимами должны последовательно отстаивать базовые свободы человека. В книге также были представлены понимание свободного общества («общество свободно, если люди имеют право выражать свои взгляды, не опасаясь ареста, тюрьмы или насилия») и подробно описан феномен так называемого двоемыслия, который возникает в несвободном обществе. </p>
<p> «ID» является логическим продолжением «В защиту демократии». Щаранский пишет о кризисе идентичности в либеральных демократических обществах и о необходимости дополнения демократии идентичностью. Современная эпоха постидентичности и мультикультурализма рассматривает идентичность как источник национализма и ксенофобии, войн и конфликтов, а следовательно — как зло, которое необходимо уничтожить. Щаранский, напротив, настаивает, что свобода и демократия не могут быть полноценными без идентичности.</p>
<p>Согласно Щаранскому, идентичность не имеет прямого определения. Под это понятие подпадает множество феноменов, которые понятны каждому, кто существовал в рамках какого-либо сообщества. Идентичность может быть понята как групповое «я», она характеризует такие явления, как моральные ценности и традиции, солидарность, самоотождествление индивида с представителями группы, членом которой он является. Также она может обозначать связь личности с историей: человек отождествляет себя с историей своего народа или сообщества, стремится воспитать своих детей в духе этой истории и национальных традиций, или, как говорит Щаранский, воспитать понимание ценности прошлого, чтобы оно стало частью их будущего. Память, прошлое, история неотъемлемая часть любого человеческого сообщества и основание идентичности его членов. В этом смысле религиозная, национальная и этническая принадлежности органически входят в понятия идентичности. Щаранский пишет, что главная функция идентичности заключается в том, что она придает жизни смысл, который выходит за пределы самой жизни. Она приобщает к тому, что выходит за пределы сиюминутного и кратковременного.</p>
<p>Мультикультурализм, сопровождающийся появлением управляемой демократии, на рациональных основаниях стремится порвать с любой идентичностью. Современные западные демократии стремятся существовать без идентичности, они, через целенаправленную государственную политику, разрушают любые идентичности внутри себя. Однако главным врагом современных демократических государств являются общества, поощряющие идентичность, но не принимающие демократии. Примером является противостояние западных государств и исламского радикализма. В этом противостоянии Запад сталкивается с большими трудностями, потому что его враг силен своей идентичностью. Единственный выход из данной ситуации — противопоставить врагам свободного общества свою идентичность, то есть примирить идентичность и свободу в рамках демократии. </p>
<p>Щаранский показывает, что противопоставление идентичности и демократических свобод, доминирующее в современных западных общества и, в особенности, среди левых интеллектуалов, является ложным. Идентичность, то есть культура, чувство принадлежности к надиндивидуальному, жизненно необходима для любой устойчивой демократии, стремящийся отстоять свои ценности и образ жизни. Демократии не могут защищать себя без идентичности. Свобода и идентичность являются естественными союзника в борьбе с силами, направленными на подавление свободы. Щаранский заключает, что жить свободно — это и означает «свободно выражать свою идентичность и жить в соответствии с ней». Демократия утверждает ценность свободы, а идентичность «дает этой свободе назначение, направляя ее к цели».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".