Статья
14 Февраля 2012 0:05

Идишская цивилизация

Идишская цивилизация исчезла с земли, где она родилась, ее истинная история была почти забыта. Но она оставила неизгладимый след, и не только в Восточной Европе.

Комментарии экспертов
<p>Книга Пола Кривачека «Идишская цивилизация» сразу после издания в <nobr>2005-ом</nobr> году получила благожелательные отзывы критиков, а в <nobr>2006-ом</nobr> даже получила статус «книги года» от британской «Санди телеграф». Несмотря на соблазн увидеть в этом очередной пример «еврейского заговора», критические отзывы и награда кажутся вполне заслуженными.</p>
<p>Дело в том, что книга Кривачека серьезно отличается от принятой за стандарт non-fiction литературы в жанре истории еврейского народа. По словам самого автора, он старался сосредоточится на тех моментах истории, которые связаны не столько с насилием и угнетением, сколько с успехом и приобретениями. В его книги нет также полемики с другими субэтническими группами еврейского народа, в тех редких только случаях, когда они препятствовали идишским евреям-эмигрантам интегрироваться в новую для них среду будь то в Британии или в США.</p>
<p>Кривачек ищет истоки идишской цивилизации, цивилизации евреев существовавшей на территориях сначала Священной Римской империи германской нации и Польши, а потом Германии, Австрии и России, ещё во временах зенита Рима, когда иудаизм распространятся по империи, привлекая в свои ряды внушительное число прозелитов, будучи одной из самых развитых монотеистических религий.</p>
<p>Однако, постепенно уступая христианству, но отказываясь признавать свое поражение от молодой религии, иудеи начинают движение к границам уже разделенной империи, чтобы в итоге встретится на территориях Восточной Европы. Интересно, что в процессе этого движения, число прозелитов неуклонно пополнялось местными жителями. Дело дошло до такой степени, что когда двигавшиеся с территории Германии для колонизации новых территорий евреи встретились со своими восточными единоверцами, многие годы к тому моменту жившими на землях славян, оказалось, что вторые практически не говорили на иврите и «единоверцами» были только отчасти. Но именно из их культуры в итоге и появилась идишская цивилизация с одноименным языком — идишем. Однако, экономическая безопасность, которой, если верить Кривачеку, евреи в той же Польше обладали в полной мере, основывалась не в последнюю очередь на знаниях привезенных их западными соплеменниками.</p>
<p>Например, известный миф о том, что водку в Восточную Европу завезли евреи, имеет все шансы оказаться истиной, т.к. именно технологию производства спирта привезли на Восток изгнанные из Испании представители народа.</p>
<p>Дальнейший ход развития событий хотя и связан с периодическими изгнаниями евреев из средневековых городов (правда, ввиду их экономического значения, часто и с просьбами вернуться), в основном говорит об уважении к еврейскому населению, особенно на территориях Чехии и Польши. Показательна судьба Йосселя из Росхейма, доверенного лица императора Священной римской империи, занимавшегося в основном тем, что сейчас назвали бы government relations, т.е. обеспечением льгот еврейским общинам и перебранками с Мартином Лютером. Что же касается значительного более позднего времени, то именно евреям было получено управлять экономикой колонизируемых польскими магнатами восточных земель современной Украины. К сожалению, предприимчивость первых и жадность вторых в итоге и привели к ряду восстаний под предводительством Богдана Хмельницкого и зародили существующий до сих пор в регионе антисемитский дух.</p>
<p>Впрочем, крах идишской цивилизации Кривачек видит в первую очередь не в выступлениях крестьян или мелких бюргеров и буржуа, а в отходе от просветительского духа, носителями которого были Моисей Иссерлес, Давид Ганс и т.д., уход в мистицизм, последующий раскол идишского мира на немецкий и польский и экономический крах, случившийся следом за ними только в XIX веке.</p>
<p>Последовавшая за ними массовая эмиграция из Восточной Европы, сопровождаемая проклятиями в адрес нищей родины больше всего напоминала аналогичную, хотя на порядки менее массовую российскую эмиграцию из России. Т.к. никаких светлых воспомимнаний уезжавшие с собой не увозили, все заслуги идишкой цивилизации оказались забыты, добитые пропагандой Геббельса. Окончательно цивилизацию добили зверства нацистской Германии.</p>
<p>И хотя в США именно выходцы из Восточной Европы основали голливудский кинематограф и, по словам Кривачека, придумали такое блюдо как гамбургер, автор считает заслуги идишской цивилизации как примера гармоничного сосуществования народов забыты были не заслуженно и совершенно зря. Хотя в самой книге об идеях мультикультурализма и разговорам о его крахе нет ни слова, связь все-таки до некоторой степени прослеживается. Наверное, поэтому практически вся книга пронизана гордостью за свой народ. Не жалостью, не сожалением, а именно гордостью и патриотизмом. Это и делает её настолько неожиданным и духоподъемным чтением.</p>
<p><strong>Пол Кривачек, «Идишская цивилизация.Становление и упадок забытой нации», М.: Мосты культуры, 2012г. — 440 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".