Статья
1492
29 августа 2017 17:09
Игра без правил
Верховная Рада Украины готовится официально признать Россию «страной-агрессором» в Донбассе.В этом заключается одно из ключевых положений законопроекта по реинтеграции неподконтрольных украинским властям территорий, который планируется вскоре внести на рассмотрение парламента.
Киев утверждает, что проводил консультации с Соединенными Штатами при подготовке законопроекта, тем самым указывая, что этот демарш полностью согласован с американской администрацией.
В рамках законопроекта интересы Вашингтона и Киева пересеклись в том, чтобы перевести Москву из статуса гаранта и посредника мирного урегулирования конфликта на востоке Украины в статус одной из сторон конфликта, несмотря на то, что это прямо расходится с минскими договоренностями. На этом фоне США заявляют о своей приверженности Минским соглашениям, однако поддерживают последовательность реализации договоренностей, на которой настаивает Киев, — сначала решение вопросов безопасности, включая контроль над границей (что на практике будет означать ликвидацию ДНР и ЛНР), а затем политическое урегулирование. Тема параллельности шагов в сфере безопасности и в политической части, которую продвигала «нормандская четверка», исчезла из публичной повестки мирных переговоров.
Другим важным следствием законопроекта является фактическая легализация отказа Киева от каких-либо переговоров с представителями республик. В переговорах в Минске неизбежно возникнет коллизия в связи с оценкой украинскими переговорщиками представителей Донецка и Луганска. Так, будет ли означать принятие закона о реинтеграции, что украинские переговорщики будут теперь отказываться от переговоров с республиками в рамках Контактной группы, требуя прямых переговоров с россиянами, и какова в таком случае будет реакция американцев и европейцев? Пока согласие Вашингтона с данным законопроектом может быть прочитано как то, что Соединенные Штаты рассматривают риски делегитимации представителей республик на переговорах в Минске как допустимые.
Не исключено и то, что с помощью принятия законопроекта Киев рассчитывает усилить свои позиции в переговорах по предоставлению в свое распоряжение летального оружия. Американцы уже дали понять, что не видят в этом проблемы, поскольку боевые действия ведутся на территории Украины, а оружие будет иметь исключительно оборонительное предназначение.
В то же время следует учитывать и то, что Киев и Вашингтон, пытаясь загнать Россию в угол, снижают вероятность согласия Москвы с рядом своих инициатив. Так, если Россия сторона конфликта, то требования Киева ввести миротворцев ООН в Донбасс означают защиту его от «агрессии» со стороны одного из постоянных членов СБ ООН. Нет никаких сомнений в том, что российская дипломатия не согласится на признание такой интерпретации, допустив введение миротворцев в Донбасс в том или ином виде. Напротив, у российских властей появляется больше стимулов не признавать своей вовлеченности в конфликт и блокировать любое продвижение вопроса по миротворцам.
Для Минских соглашений уже давно наступили плохие времена. Однако принятие закона о реинтеграции будет означать согласие Вашингтона играть с Москвой в игру без правил, когда на словах договоренности признаются и будет требоваться их имплементация, в то время как на практике США и Украина, с перспективной присоединения европейцев, будут последовательно сужать благоприятное для республик пространство их реализации, пытаясь загнать Россию в угол и вынудив пойти на уступки. Вашингтон больше не волнуют противоречия между своей политикой, действиями Киева и буквой Минских соглашений. Диалог с Москвой по украинскому направлению свелся к тому, что Россия должна сделать первый шаг и одновременно продать его публично как хорошую «сделку» американцам. В такой ситуации любое недопонимание между Кремлем и Белым домом относительно тех или иных слов или решений рискует обернуться серьезным конфликтом.
История с консультациями по поводу законопроекта подчеркивает, что Соединенные Штаты не рассматривают Минские соглашения как фиксацию определенной последовательности в урегулировании конфликта. Для них Минск скорее остается общим дипломатическим «каркасом», который допускает внутри себя достаточно широкую вариативность, но не в пользу России и ДНР-ЛНР. Тем нее менее можно прогнозировать, что такой поворот в позиции американцев не станет поводом для России фактического отказа от Минских соглашений. Подписанные документы позволяют Москве аргументировать в пользу своей позиции по Донбассу. Поэтому российские власти будут продолжать настаивать на их выполнении и вступать в дипломатическую конфронтацию с Вашингтоном, требуя от него следовать букве договоренностей.
Что касается конфликта в целом, то похоже в Кремле уверены, что до стабилизации Украины как антироссийского государства еще далеко, а следовательно, нет необходимости уступать давлению Запада, который к тому же не предлагает никакого реального размена. Поэтому борьба за Донбасс и Украину продолжится, только в ней все меньше будет понятных и признаваемых всеми участниками «правил».
Олег Игнатов, политолог
Центр политической конъюнктуры специально для «Актуальных комментариев»
Цифра дняЦифра дня
77,44
процента составила явка избирателей на выборах президента РФ
18 марта 2024
Главное
Путин побеждает на выборах президента
Путин лидирует на президентских выборах
с более 87% голосов, по предварительным данным ЦИК. Явка и результат стали рекордными. Явка на этих выборах превысила 74%. В прошлый раз в 2018 году она составила 67,54%, Путин тогда победил с итоговым результатом в 76,69%.
21 марта 2024
Анонс
Подведение итогов выборов президента
21 марта ЦИК РФ обнародует официальные
итоги выборов президента.