Император Мэйдзи и его Япония
Все символы культуры Японии, такие как каратэ или рис, в действительности возникли лишь в конце XIX века, в эпоху Мэйдзи.
Александр Николаевич Мещеряков – крупнейший отечественный специалист по Японии, сочетающий в своих исследованиях глубину и чрезвычайно широкую эрудицию. Кроме того, он очень активно публикуется. Вообще Мещеряков специалист по Древней Японии, и большинство его исследований было посвящено именно этому предмету. Так что тот факт, что он написал книгу о новейшей истории страны, а именно об эпохе Мэйдзи, может показаться удивительным.
Но в действительности для специалиста по Японии тут все достаточно прозрачно. Изучая древнее и средневековое японское общество, вы очень быстро понимаете, что оно совершенно не похоже на то, с которым мы знакомы из заголовков газет. Хочется разобраться: почему произошло такое резкое изменение, откуда эта новая Япония? Так интерес исследователя Японии неизбежно смещается к эпохе великих преобразований, которые связаны с правлением императора Мэйдзи.
Весь традиционный набор японских символов, которые в массовом сознании прочно связаны с древней Японией, в действительности был создан во второй половине XIX века, в эпоху стремительной модернизации страны при Мэйдзи. Каратэ и рис – это следствие изобретения японской нации при императоре, но никак не наоборот. Если вы посетите императорский дворец в Токио, то что вам покажут, в действительности было построено при Мэйдзи и не имеет никакого отношения к средневековью.
И поэтому, собственно, в книге Мещерякова представлена история становления японской нации и японского государства, которых до Мэйдзи просто не существовала. Безусловно, значительное влияние на страну в то время оказали западные идеи, в частности идея национализма, которая вдохновляла японское общество вплоть до 1945 года. За личностью императора стояли объективные исторические факторы, собственно, сами феодалы, которые до этого правили страной, были заинтересованы в усилении его власти.
Япония и Россия похожи в некоторых аспектах. Обе страны поздно вступили на путь модернизации и циклы, которые прошли страны, во многом идентичны. Российский аналог Мэйдзи – Александр II и его реформы – не привели к столь драматическим изменениям в российском обществе. И тем не менее в 1917 году Россия вступила на путь социального эксперимента, который окончился трагедией. Япония также переоценила свои силы, ввязавшись во Вторую мировую войну в попытке одолеть «восточных варваров» (американцев). Для японцев это закончилось Хиросимой и отказом императора от своего божественного происхождения. Своевременное избавление от иллюзий привело к процветанию страны во второй половине XX века.