Инновационность
Минувшая неделя прошла под знаком «инновационности». И сколько бы ни говорили, что реорганизация Федерального агентства по особым экономическим зонам является «технической», а внимание президента РФ к форуму «РОСНАНО» должно было продемонстрировать, прежде всего, поддержку оказавшемуся под огнем критики А. Чубайсу, тем не менее, проблема технологической и научной модернизации России остается весьма острой.
При этом есть два принципиальных момента, которые определяют процесс указанной модернизации и в то же время тормозят его.
Первый момент связан с тем, что реализация масштабных инновационных замыслов требует соответствующего менеджмента и кадрового обеспечения. И с тем, и с другим сейчас большие проблемы. Это хорошо видно на примере ОЭЗ. Изначально предполагалось, что именно они станут «точками роста» российской экономики, а на их площадках будут разрабатывать сверхсовременные и перспективные проекты. При этом сначала ставка делалась на развитие промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Однако такого рода ОЭЗ требовали долгосрочных вложений и очень внимательной и аккуратной селекции проектов, кроме того, они не обещали быстрой отдачи в финансовом плане. Поэтому чиновники, ответственные за контроль над особыми экономическими зонами, в итоге попросту стали игнорировать инновационную составляющую замысла и предпочли действовать «по-старинке», то есть предприняли усилия, чтобы «замотать» невыгодную тему и развернуть ОЭЗ совершенно в иное русло. Так первоначально предполагаемые два типа инновационных зон были дополнены двумя «неинновационными» - туристско-рекреационными и портовыми, которые в принципе не предполагают «прорывов» и их деятельность направлена на извлечение быстрой и максимальной прибыли. То есть тем самым «исполнителями» проекта ОЭЗ была фактически выхолощена перспективная и нужная стране идея. Поэтому неудивительно, что Д.А.Медведев сопроводил реорганизацию управления особыми экономическими зонами заявлением о том, что те являются необходимыми для эффективного развития РФ в XXI веке и требуют развития.
Второй момент связан с проблемой отбора проектов для финансирования в рамках инновационной деятельности как ОЭЗ, так и госкорпораций (в частности, РОСНАНО). Дело в том, что в российской бюрократической практике традиционно распространена формула «нецелевое использование средств». Причем в данном случае это определение касается не только фактов коррупции и «эффективного освоения» чиновниками финансов, выделяемых государством под развитие инновационных проектов, но и инвестирования денег в неперспективные темы. В этом плане имеются большие сомнения относительно того, насколько производство (пусть даже совместно с Италией) холодильников или отечественных плазменных панелей телевизоров являются «инновационными проектами». Кроме того, другие структуры, ответственные за технологическое обновление России, в частности, госкорпорации, также не слишком активны на данном направлении. Так, например, понадобились дополнительные усилия (в частности, настойчивость руководства страны и скандал с СШГЭС), чтобы «структура Анатолия Чубайса» взялась, наконец, за конкретные нанотехнологические проекты и разработки.