Статья
2468 1 августа 2023 11:19

Исследователей рынка отрегулируют

В Госдуму внесен законопроект об ограничении в РФ деятельности иностранных компаний по сбору и обработке исследовательских данных. 

Речь идет об исследованиях, касающихся цен на товары, состава потребительской корзины, динамики трат и здоровья населения.
 
Под действие закона подпадут компании с выручкой не менее 30 млн рублей за год.

Суть законопроекта

Законопроект № 412669-8 «О внесении изменения в главу 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесла группа депутатов во главе с председателем комитета по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. 

Авторы инициативы предлагают дополнить ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» новой статьей 20.2. 

Депутаты считают, что заниматься исследованиями структуры рынка потребления в России необходимо разрешать только российским юрлицам, «если иное не предусмотрено международным договором». 

Согласно законопроекту, компания, занимающаяся исследованиями российских рынков, должна принадлежать российским юридическим или физическим лицам не менее чем на 80%. Кроме того, такая компания обязана будет собирать и хранить информацию, полученную в результате исследований, с использованием баз данных, находящихся на территории России. Технические средства, используемые для проведения исследований, должны будут размещаться такими компаниями на территории страны.

Документ также предполагает, что исследовательские компании должны будут предоставлять Федеральной антимонопольной службе (ФАС) сведения о своем соответствии устанавливаемым требованиям, а также отчет о проведенных за год исследованиях. Антимонопольная служба сможет потребовать от компаний предоставить информацию о методиках проведения исследований.

Также, согласно документу, планируется сформировать реестр компаний, которые исследуют потребительский рынок РФ. Его будет вести ФАС. Чтобы попасть в реестр, компаниям нужно будет подавать соответствующее заявление. Работать в России смогут только компании, вошедшие в перечень. Предполагается также создать специальную комиссию при правительстве, которая и будет принимать решение о том, включать ли компанию в этот реестр. 

Зачем вносят поправки

В пояснительной записке говорится, что принятие законопроекта «будет способствовать обеспечению сопоставимости, открытости, достоверности, полноты и наследуемости данных, полученных в результате исследования товарных рынков, а также последующего применения данных в законодательно установленных целях».

«На протяжении последних 20 лет на территории РФ ряд западных, в том числе из недружественных стран, компаний ведут исследования, собирают и аккумулируют данные о российских товарных рынках, в том числе о ценах на товары повседневного спроса, о стоимости и составе потребительской корзины в регионах России, динамике трат на различные товары, о здоровье населения, диагнозах, рекомендуемых медикаментах. 

Данные собираются при приобретении товаров практически по всем торговым сетям и по всем группам товаров, включая аптеки и лекарства. Данные исследования востребованы и российскими производителями, определяют их производственные и маркетинговые планы. 
Проектом федерального закона «О внесении изменения в главу 4 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ вводится механизм регулирования деятельности исследовательских компаний», — отмечают авторы законопроекта.

Комментарии авторов инициативы

Многие иностранные компании, работающие в России, «собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают настроения российского населения, финансовые возможности граждан, данные о здоровье», считает один из авторов инициативы, депутат Антон Горелкин.

«Как используется собранная информация, нам неизвестно. Не исключаю, что она превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций», — отметил он в своем Telegram-канале. По его словам, принятие законопроекта ожидается уже в осеннюю сессию, и «бесконтрольная передача стратегически ценной информации за рубеж наконец-то будет прекращена».

По словам еще одного из авторов инициативы, депутата Владимира Гутенева, законопроект коснется «трех крупнейших зарубежных исследовательских компаний, которые в течение двадцати лет по сути делят российский рынок и работают здесь в интересах недружественных стран», — сказал Гутенев. Речь идет, в частности, о GFK и Ipsos.

GfK Group, NielsenIQ и Ipsos 

Сейчас в России анализом потребительского рынка занимаются представительства трех глобальных иностранных компаний: GfK Group, NielsenIQ и Ipsos. 

GfK Group — немецкая компания, существующая с 30-х годов прошлого века. В России компания имеет дочернее подразделение, которое работает более 20 лет, — ООО «ГфК-Русь». Оно изучает покупательское поведение. 100% «ГфК-Русь» принадлежит австрийской GfK Austria. Руководителем «ГфК-Русь» с 2019 года является Алексей Дорофеев. 

Компания работает по следующему принципу: пользователь скачивает специальное приложение и сканирует все свои покупки, за что получает денежное вознаграждение. Результаты таких исследований продемонстрировали, в частности, рост спроса на авокадо в 2019 году, после чего торговые сети зафиксировали дефицит этого продукта, подорожание бананов в рознице в 2021 году, а также увеличение продаж ноутбуков в начале пандемии коронавируса. За 2022 год доход организации составил почти 2,7 млрд рублей, расходы — 2,1 млрд рублей (прибыль — 543 млн).

NielsenIQ — американская компания, которая проводит исследования в сфере товаров повседневного спроса. Российское юридическое лицо — ООО «Нильсен дэйта фэктори». Им владеет ООО «Эй Си Нильсен», 99,9% которого, в свою очередь, находится во владении кипрской ACNielsen Cyprus Limited и 0,1% — у нидерландской ACNielsen (Nederland) B.V. Руководителем ООО «Нильсен дэйта фэктори» с 12 июля 2023 года является Александр Коцуба. За 2022 год доход организации составил 1,2 млрд рублей, расходы — 1,1 млрд рублей (прибыль — 135 млн).

Ipsos — французская компания, юридическое лицо в России — ООО «Ипсос Комкон». Им на 100% владеет материнская компания Ipsos S.A., зарегистрированная во Франции. Руководителем российской компании с 2019 года является Екатерина Рысева. В 2023 году компания, в частности, проводила исследование рынка недвижимости, которое показало, что каждая вторая квартира сдается посуточно на «Авито Недвижимости». За 2022 год доход организации составил 3,3 млрд рублей, расходы — 2,8 млрд рублей (прибыль — 500 млн).
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".