Статья
10 Октября 2012 13:15

Истина в промилле

Истина в промилле
Фото: Shutterstock

Трагедия произошла сегодня на дороге Москвы: актриса и телеведущая Марина Голуб погибла в результате ДТП. Хоть причины аварии пока не установлены и спровоцировавший ДТП «Кадиллак» скрылся, уже известно, водитель машины,  в которой ехала Голуб, был лишен прав за езду в пьяном виде.

Эта трагедия разве что актуализировала обсуждение вопроса о более строгом наказании за пьянство за рулем

Напомним, недавно партия «Единая Россия» пообещала ужесточить законодательство, многократно увеличить штрафы за езду за рулем в пьяном виде, а также ввести уголовную ответственность за неоднократное управление автомобилем в нетрезвом виде.

Эту инициативу поддержал и премьер Дмитрий Медведев. Он также предположил дополнить поправки в закон «О безопасности дорожного движения» предложением «об обязательном медицинском освидетельствовании водителей не реже одного раза в пять лет».

Напомним, данные инициативы последовали после того, как 22 сентября пьяный водитель сбил людей на автобусной остановке на Минской улице в Москве. Семеро погибли, трое пострадали. 

Тема ужесточения наказания за пьянство за рулем вызвала дискуссию и в партии «Единая Россия», и в Государственной думе, и  в обществе. Одни выступают за более строгие меры, другие убеждены, что такие меры не  принесут желаемого результата, другие недоумевают, как быть с кефиром, который тоже дает некоторое количество промилле в крови. 

Сегодня стало известно, что в законопроект об ужесточении ответственности за пьянство за рулем включена норма о максимально допустимом содержании алкоголя в крови.

Законопроект  предусматривает возвращение в действующее законодательство нормы о допустимом количестве алкоголя в крови – 0,2 промилле, сообщает «Интерфакс».

«В том случае, если в крови не больше 0,2 промилле, вопросов о состоянии алкогольного опьянения возникать не должно», - пояснил член президиума генерального совета партии «Единая Россия», глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

Он сообщил, что законопроект данная норма внесена по инициативе Вячеслава Лысакова.

Лысаков, в свою очередь, отметил, что возвращение нормы о допустимом размере промилле рассчитано на возможные погрешности при проверке водителя, и данное решение принято при поддержке фракции «Единой России» и профильного комитета, в котором и готовится законопроект.

Однако член президиума генерального совета партии «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая убеждена, что никаких допусков в части любой дозы алкоголя быть просто не может.Она напомнила, что на днях пьяный житель Саратова устроил стрельбу с балкона по подросткам, а ранее во вторник водитель, находившийся в нетрезвом состоянии, в Иркутске сбил трех девочек на пешеходном переходе. 

«Происшествие в Иркутске только подтверждает необходимость усиления ответственности за езду в пьяном виде. Более того, «сводки с фронта» свидетельствуют о том, что никаких допусков в части любой дозы алкоголя быть просто не может. Ведь этому цена – человеческая жизнь».

«Эти примеры из реальной жизни только подтверждают, что на первом месте должны стоять не интересы производителей алкоголя и оружия, а интересы общественной безопасности. Еще раз подчеркну – никаких допусков здесь быть не должно», - цитирует Яровую сайт партии «Единая Россия».

Схожее мнение ранее высказывал руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. В частности, в конце сентября он заявил, что любые инициативы, связанные с разрешением минимальных доз алкоголя за рулем, в России недопустимы, а наказание для пьяных водителей необходимо радикально ужесточить.

Геннадий Онищенко назвал несостоятельными доводы о том, что приборы могут показать содержание алкоголя в крови водителя после того, как он употребил некоторые продукты, к примеру, кефир.

Затем Онищенко предложил лишать пьяных водителей навсегда водительских прав, а также ввести жесточайшую уголовную ответственность. 

Стоит отметить, что и подготовленный в Госдуме проект закона, значительно ужесточающий ответственность за пьянство за рулем. Этот пункт также вызывает споры. Точнее, многие эксперты выражают уверенность что исключительно ужесточением результатов не добиться, а необходим комплексный подход.

Такое мнение, в частности, ранее высказала «Актуальным комментариям» член Общественной палаты РФ Ольга Костина

По ее словам, для улучшения ситуации на дорогах необходим комплексный подход и не нужно ограничиваться только механизмами ужесточения в отношении нетрезвых водителей.

«Необходим тщательный подход. Человек в нетрезвом состоянии не сразу становится фактически убийцей. Он, как правило, сначала совершает мелкие нарушения. И если ему это будет сходить с рук несколько раз, он привыкнет, что за небольшие или большие деньги ему позволительно нарушать закон на дороге», - отметила Костина.

Она отметила, что убивают на дорогах не только пьяные, но совершенно трезвые водители. По словам Костиной, часто это происходит потому, что другие люди за деньги выдают им справки: слепым – о том, что они видящие, больным – о том, что они здоровые и так далее.

«Поэтому сейчас нужно говорить об упорядочении всей этой системы, нужно оценить ответственность и тех, кто выдает медицинские заключения водителям, кто продлевает или выдает права», – пояснила она.

Костина напомнила, что в результате ДТП часто многие люди остаются инвалидами, дети теряют родителей и т.д. Она убеждена, что государство живее бы реагировало на упорядочение ситуации на дороге, если бы было обязано всю жизнь содержать раненых и пострадавших, как это происходит, кстати, во всем мире.

«Поэтому для меня лично инициатива об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде - еще одна возможность поговорить с нашими законодателями. Важно осознание, что нельзя ограничиться лишь ужесточениями. Только при комплексном подходе, который будет включать помощь пострадавшим и содействие качеству принимаемых законов, мы добьемся результатов», - резюмировала Костина.

Многие эксперты считают, что бороться с пьянством за рулем нужно наведением порядка в ГИБДД, так как простое повышение ответственности автомобилистов приведет к увеличению взяток в 2-3 раза. 

Комментарии экспертов
<p class="p1">Практика показывает, что любое увеличение штрафов приводит лишь к повышению уровня коррупции, но никак не к эффективному воздействию на психологию водителя. </p>
<p class="p1">Более того, увеличение ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии – это наказание, профилактически работающее только на трезвых водителей. Трезвый водитель понимает, что если он выпьет, сядет за руль и убьёт кого-то, то получит не 5 лет, а 15. А для пьяного водителя это профилактической мерой быть не может, потому что когда пьяный водитель садится за руль, он не понимает, что творит. </p>
<p class="p1">Государство нам сегодня фактически говорит: «Вот пусть он выпьет, пусть сядет за руль, пусть он только попробует убить кого-нибудь – вот тогда мы ему покажем». А потом, извините меня, уже поздно.</p>
<p class="p1">Значит, надо все силы бросить на профилактику. Но к каждому алкоголику не приставишь полицейского. Значит, это должны взять в свои руки мы с вами – гражданское общество. </p>
<p class="p1">Европейский принцип – простой: увидели нетрезвого водителя, который садится за руль, - позвоните в полицию. Если вы хороший психолог, попробуйте с ним побеседовать, убедить его в том, что он совершает преступление. Может быть, человек поймёт.  </p>
<p>То есть гражданскому обществу нужно даже с имеющимися у него правами и полномочиями просто понять, что предотвращать пьяные ДТП должны мы сами. Каждый должен понимать, что если сегодня не остановил пьяного водителя, то он, возможно, поехал убивать твоих детей. </p>
<p>Депутаты начали активно заниматься вопросами ужесточения наказания управления транспортом в нетрезвом виде. Это на самом деле и грустно и смешно. У нас каждый раз депутаты проявляют какую-то активность, когда у них случилось что-нибудь страшное.</p>
<p>Но ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде не принесет результата. Это нельзя считать панацеей при решении проблем безопасности на дорогах по одной простой причине – меры ужесточения наказания действенны только для трезвых водителей. Тем, кто уже в нетрезвом состоянии, все равно, какая их ждет ответственность.</p>
<div>Поэтому то, что предлагают депутаты, отразится только лишь на водителях, которые накануне немного выпили. Такие люди утром будут опасаться садиться за руль.</div>
<div> </div>
<div>А наиболее страшные ДТП проходят с такими водителями, которые находятся в очень сильном алкогольном опьянении. И такие не принимают во внимание никакие возможные наказания.</div>
<div> </div>
<div>К тому же у нас закон - очень избирателен. Например, в Иркутске произошел наезд на пешехода со смертельным исходом. Водитель скрылся, а потом выяснилось, что водителем был сотрудник полиции. Это важный показатель, что огромное количество граждан, которые являются сотрудниками силовых структур, а также у которых есть знакомства и деньги, смогут позволить себе садится за руль и в пьяном виде.</div>
<div> </div>
<div>Поэтому только ужесточением законодательства ограничиваться здесь нельзя.</div>
<div> </div>
<div>Нужно наводить порядок и в других сферах. Например, при получении водительского удостоверения у нас на сегодняшний момент достаточно предъявить справку, которую (ни для кого не секрет) можно купить за небольшую сумму денег. Водители не проходят полноценного медицинского обследования. И в таком случае ответственность должны нести и врачи, если они выдали справку алкоголику и наркоману, что ему можно садиться за руль.</div>
<div> </div>
<div>Если человек был лишен водительских прав за вождение в пьяном виде, он не должен после определенного срока брать права обратно, как сейчас.</div>
<div> </div>
<div>Перед тем, как ему права вернуть, нужно опять направить его на курс психологического и наркологического лечения или обследования.</div>
<div> </div>
<div>К сожалению, в нашей стране может появиться коррупционная составляющая. Тем не менее это нужно делать. Иначе мы ничего не изменим.</div>
<div> </div>
<div>Также важно, чтобы структуры МВД и ГИБДД работали честно и руководствовались законом, перед которым все должны быть равны.</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".