Статья
30 9 Января 2009 3:44

История мира в шести стаканах

Убедительное доказательство того, что мы то, что мы пьем. В культурном смысле слова.
Комментарии экспертов

На исходе новогодних каникул в России тема разнообразных напитков мало у кого вызывает энтузиазм. Тем не менее, именно сейчас мы с особой остротой ощущаем важность того, что пьем. Британский историк науки Стэндидж предлагает расширить наши представления о жидкостях и поделить всю историю человечества на периоды питья.

 

Действительно, жажда намного сильнее голода. И в то время как история еды уже была написана неоднократно, хотя бы в виде социально-экономических штудий вокруг пресловутого продовольственного вопроса, история напитков только ждала своего певца.

 

Стэндидж начинает с тезиса, согласно которому человеческая цивилизация возникает в тот момент, когда люди осмеливаются поставить под сомнение воду как единственный способ утоления жажды. Это происходит около 10 тысяч лет назад – именно тогда появляются напитки, которые в отличие от воды не являются природным ресурсом и которые следует изготовлять специально. Однажды появившись, напитки мгновенно начинают выполнять множество других функций помимо простой борьбы с жаждой.

 

Прежде всего, речь идет о гигиенических соображениях, ведь естественные источники воды в местах скопления людей могли быть источниками болезней. Но не только это. Напитки стали использоваться в религиозных ритуалах, политических церемониях, проявили себя в качестве источника художественного вдохновения, и даже выступали в качестве валюты.

 

В разные исторические периоды на первый план выходили разные напитки, которые зачастую сами играли неожиданную роль в направлении хода истории. Стэндидж предлагает поделить ее на периоды напитков, подобно тому как мы выделяем каменный век или феодализм. За основу он берет шесть напитков: пиво, вино, крепкие алкогольные напитки, а также чай, кофе и колу. Три из них содержат алкоголь, еще три – кофеин.

 

Все началось с пива, которое возникает вместе с первыми земледельческими общинами, а затем становится основным продуктом всех первых цивилизаций, наряду с хлебом. Для авторов первых памятников письменности, дошедших до нас, отмечает Стэндидж, пиво было основным продуктом, в виде которого они и получали свое жалование.

 

Затем была греческая цивилизация, основой торговой экспансии которой в Средиземноморье стало вино. Культура употребления вина сопровождалась расцветом искусства, науки и литературы. И наверняка афинская демократия тоже возникла не на сухом месте: каждый, кто изучал античную философию помнит пример симпозиума, описанного Платоном в «Пире».

 

Как легко догадаться, что начало новоевропейской цивилизации связывается Стэндиджом с успехами перегонного куба. Виски и ром стали идеальным спутником экипажей кораблей европейцев, отправляющихся покорять остальной мир. Они не только развлекали команду в дальних плаваниях, но и играли существенную роль в торговле, в частности в торговле рабами.

 

Можно продолжать, однако основной тезис Стэндиджа уже ясен: «шесть стаканов» навсегда изменят ваши представления о мире жажды.

 

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".