Статья
24 Апреля 2010 1:37

История Османской империи

Маленькое тюркское княжество, начав "священную войну", превратилось в великую страну - самое сильное мусульманское государство Средневековья.
Комментарии экспертов
<p>Книга Кэролайн Финкель «История Османской Империи» относится к тем монументальным трудам, которые, будучи написаны вроде бы по всем правилам бестселлера (и язык хорош, и тематика актуальна) остаются на книжных полках десятка-другого специалистов, а в широких массах удостаиваются прочтения лишь своих первых страниц. Констатировать это тем более печально, что книга явно позиционировалась не для высоколобых профессоров, а для вполне себе нормальных людей, стремящихся выйти в своем знании истории за рамки школьного курса.</p>
<p>Причины этого, как нам думается, лежат в творческих амбициях уважаемого автора. Книга толстая. Это первое, что приходит в голову при попытке написать рецензию. Она <em>очень</em> толстая. И, тем не менее, все равно вместить в нё всю историю Османской империи Финкель смогла, лишь изложив основные события. В кратком описании и хронологическом порядке в виде летописи, а ввиду того, что Османское государство, как следует из названия, было Империей и занималось привычным для империй делом — расширением, то и летопись представляет собой набор внешних войн и внутренних распрей, причем описания их отличаются лишь географическими названиями и именами полководцев.</p>
<p>Подобное мы уже наблюдали в сказаниях сэра Томаса Мэлори о короле Артуре, где драки между рыцарями также составляли основу повествования, а различие было в способе убийства (и разрубил ему шлем до зубов, бровей, пят и т.п.).</p>
<p>Описание же военных свершений череды османских султанов и восставших принцев начинает утомлять уже ко второй главе, поскольку скудность мелких, но столь приятных и необходимых читателю подробностей, не позволяет представить эпические картины порубания тысячами янычар защитников Константинополя или же удушения Селимом Первым малолетнего племянника.</p>
<p>Немногочисленные выводы, подобно тому, что экономико-политические отношения осман и христианского мира стояли выше религиозных и единственно обуславливали военную доктрину, делаются на основании исторической ретроспективы, при этом автор не берет на себя труд описать предпосылки принятия таковых решений, реакцию на них народа или хотя бы просвещенной знати.</p>
<p>Вопрос же, почему османы не выходили на морские просторы Индийского океана, ограничившись поставкой помощи мамлюкам в борьбе с португальцами за акваторию, не рассматривается как таковой, хотя про один этот короткий период истории Империи можно было бы написать если не книгу, то хотя бы главу.</p>
<p>Одним словом, перед нами не История, перед нами её летописная мумия — попытка ещё раз собрать воедино разрозненные знания о великом народе и положить их на полку, на вечное хранение...</p>
<p>Кэролайн Финкель, "История Османской империи. Видение Османа", М.: АСТ, 2010 - 848 с.</p>
<p>Книга любезно предоставлена магазином "Фаланстер"</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".