Статья
2 Июля 2009 13:07

История русской церковной эмиграции

Что поддерживало жизнь в русских священниках-эмигрантах? Какие духовные ценности разделяли они?
Комментарии экспертов
<p align="justify"><span style="border-collapse: separate; color: rgb(0, 0, 0); font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16px; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: normal; line-height: normal; orphans: 2; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 2; word-spacing: 0px;" class="Apple-style-span">
<p><font face="Calibri" size="3">Мне уже давно  кажется, что современной дискуссии о роли Церкви во второй мировой войне не хватает одной существенной детали. Дело в том, что разговор не должен проходить в плоскости обслуживания какой-то определенной власти. Как, допустим, монастырь преп. Иова в Словакии мог помочь лично Иосифу Виссарионовичу Сталину?</font></p>
<p><font face="Calibri" size="3">Одним словом, Церковь, это особенно заметно на примере сороковых годов, имела свои интересы, где властные элиты занимали отнюдь не главные места.</font></p>
<p><font face="Calibri" size="3">Монография Михаила  Шкаровского – о другой стороне Церкви, которая выпала из нашего поля зрения минимум на тридцать – с первых потоков эмиграции до начала войны – очень важных лет. Общины в Италии, приходы в Греции и Хорватии, польское православное духовенство и клир на территории Балканского полуострова – недостающий кусок мозаики в дискуссии Церкви и общества о собственных ролях.</font></p>
<p><font face="Calibri" size="3">«История русской  церковной эмиграции»  – своевременное  издание, итог многолетней работы с архивами и опубликованными ранее статьями. Она актуальна, когда внутренний диалог Церкви с прихожанами и невоцерковленными перерастает в новую фазу. Каждый год в России отмечают историю после 22 июня сорок первого, где роль духовенства до конца не определена, каждый год повторяются споры о роли высшего руководства советской России в отношениях с клириками, из года в год нет согласия по поводу «Красной Церкви». Эти вопросы сами по себе никуда не денутся.</font></p>
<p><font face="Calibri" size="3">Интересно, что монография Шкаровского читается без особого  труда и в каком-то смысле сопоставима  с «Тоталитаризмом и вероисповеданием» Дмитрия Поспеловского с той лишь разницей, что первый – хм, лоялист, а последний – либерал. Есть в этой похожести скрытый смысл или нет – вопрос скорее риторический. Практика – в деталях. И уж деталей в «Истории русской церковной эмиграции» предостаточно.</font></p></span> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".