Из высоток - в малоэтажки
На заседании Госдумы депутаты приняли во втором чтении изменения в ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Сегодня фонд является государственной корпорацией и его задача состоит, в том числе, в эффективном распределении средств, необходимых для поддержания и обновления как жилищного фонда, так и коммуникаций в целом.
Прошедший второе чтение законопроект позволяет использовать средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в малоэтажные дома. Соответствующие поправки вносятся в закон о Фонде ЖКХ и другие законодательные акты РФ. Предусматривается, что финансовая поддержка на эти цели будет оказываться субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Как отметил глава комитета по строительству и земельным отношениям, один из авторов проекта закона Мартин Шаккум, ко второму чтению законопроект дополнен нормой, в соответствии с которой предлагается разрешить направлять эти средства не только на строительство малоэтажного жилья, но и на приобретение таких домов у застройщиков.
В соответствии с законопроектом строительство малоэтажного жилья, финансируемое за счет средств фонда, должно обеспечиваться организациями, с которыми заключен муниципальный контракт. Как отметил М.Шаккум, во втором чтении предлагается исключить положения по существенным условиям при заключении таких муниципальных контрактов. Это связано с тем, что эти условия должны определяться непосредственно самим контрактом, а не законом, добавил глава комитета.
При этом депутаты решили оставить в проекте закона положение о том, что цена муниципального контракта формируется исходя из цены 1 кв. метра жилья в таких домах. Цена 1 кв. метра такого жилья не должна превышать предельную стоимость, установленную федеральным органом власти для каждого субъекта РФ.
Как отметил М.Шаккум, из документа также исключаются положения, дублирующие нормы других федеральных законов. Кроме того, устанавливается возможность утверждения документации по планировке территории без публичных слушаний, за исключением случаев строительства на застроенной территории.
Вопросам реформирования ЖКХ была посвящена пресс-конференция в агентстве РИА Новости18 февраля. На мероприятии был представлен совместный проект партии «Единая Россия» и Фонда содействия реформированию ЖКХ по созданию национального объединения саморегулируемых организаций управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере и ассоциаций ТСЖ в целях повышения защищенности прав собственников жилья.
Один из участников пресс-конференции, председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский отметил, что со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации была создана нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, основанная на привлечении коммерческих структур для предоставления услуг по управлению многоквартирными домами. При этом депутат обозначил главную проблему отрасли – с приходом в сферу ЖКХ частных управляющих компаний у граждан не появилось гарантий их надежности и профессионализма, поскольку законодательно не были определены требования к ним.
Таким образом, кроме обновления самого ЖКХ, требуется совершенствование его управленческих структур.
По материалам агентства Интерфакс, пресс-центра РИА Новости и Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Для проведения капитального ремонта и расселения аварийного жилья Фонд направил в 81 субъект Российской Федерации 164 млрд. рублей. Регионы получили эти средства в том числе и на условиях доведения доли частных управляющих компаний до 80 %. Конечным получателем этих средств, в большинстве случаев, являются как раз компании, управляющие многоквартирными домами. Формирование рынка управления жильем - одно из главных условий выделения денег Фондом ЖКХ регионам.
В среднем по России на сегодняшний день созданы ТСЖ в 6,5 % многоквартирных домов, а в конце 2007 года, когда Фонд начал свою работу, этот показатель составлял 2,3 %. Частные управляющие компании обслуживают 30,6 % домов, но там, где работает Фонд, данный показатель составляет 66,8 %. Замечу, что в конце 2007 года он был лишь 8,8 %.
В Национальном агентстве малоэтажного и коттеджного строительства мы делали полный сравнительный анализ стоимости строительства жилья в многоэтажных и малоэтажных домах. В итоге мы пришли к тому, что цена за 1 квадратный метр в малоэтажном строительстве даже ниже, чем стоимость жилья, утверждённая Министерством регионального развития РФ. Как известно, там цены не очень большие. Это достигается за счёт многих вещей: за счёт короткого цикла возведения зданий, соответственно, это оборотные средства, что является большой бедой для наших строительных компаний. Также эффект достигается за счёт того, что малоэтажка строится усилиями малого и среднего бизнеса, где используются современные строительные материалы. В РФ уже существует более 600 производств домокомплектов для малоэтажного строительства, причём мы говорим о современных энергоэффективных, экономичных и экологически чистых технологиях.
Речь идет, конечно, о стоимости квадратного метра именно самого жилья. Мы не имеем в виду подведение коммуникаций и стоимость земельного участка, то есть это непосредственно сам дом. Но, по достаточно высоким современным требованиям к жилью, это около 20 тысяч рублей за квадратный метр. То есть эта сумма абсолютно реальна даже с прибылью застройщика.
По итогам 2009 года мы ожидали достаточно резкого падения объёмов ввода жилья. Этого не произошло, одна из причин – средства фонда ЖКХ. Что касается малоэтажного строительства, то принятый Госудмой во втором чтении законопроект, конечно, очень простимулирует этот рынок, особенно вкупе с ещё одним законопроектом, который принят в конце 2009 года. Это поправки в Градостроительный кодекс, которые позволяют нам переселять граждан из ветхого аварийного жилья вне границ населённого пункта, где они жили ранее.
То есть, например, бабушка жила в разваливающемся доме где-то далеко в деревеньке, которая носила статус муниципального образования. В результате региональные власти не имели права переселить её за границы этого муниципального образования, вынуждены были протягивать туда инфраструктуру, отстраивать там дом и т.д. Теперь с согласия человека мы можем строить это жильё в рамках региона, но за пределами муниципального образования.
То есть, например, если в черте города у нас нет мест для того, чтобы построить малоэтажку, то гражданам, которые стоят в очередь на переселение, предлагается выбор. Они могут, если захотят, прямо за чертой города, в абсолютной доступности от существующей социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, получить себе дом, но это будет собственный дом на собственной земле. Это ещё одна очень важная поправка, которая касается деятельности фонда ЖКХ в малоэтажке.
И, безусловно, тот законопроект, который во втором чтении принят сегодня, – это вторая очень важная веха. Мы понимаем, что в условиях кризиса строительным компаниям очень сложно (тем более, малому и среднему бизнесу), и поэтому им сейчас необходима компенсация коммерческого, частного спроса за счёт государственного спроса. И фонд ЖКХ – это идеальное решение.