Статья
28 Декабря 2009 0:01

К новой свободе

<p>Манифест либертарианства: за радикальное ограничение функций государства во всех областях общественной и экономической жизни.</p>
Комментарии экспертов
<p>Программная работа Мюррея Ротбарда «К новой свободе: Либертарианский манифест» стала еще одной переведенной на русский язык большой книгой американского экономиста и идеолога Либертарианской партии США. Ротбард сейчас является одним из самых издаваемых на русском языке либертарианцев. Из значимых работ американского представителя австрийской школы непереведенными пока остаются «Человек, экономика и государство» и «Американская Великая депрессия». При этом многие идеи последней изложены в уже изданной в России «Истории денежного обращения и банковского дела в США». Самое философское сочинение Ротбарда — «<a href="http://libertynews.ru/node/142">Этика свободы</a>» — было переведено российскими либертарианцами и выложено в свободном доступе в Интернете.</p>
<p>В США «К новой свободе» впервые была опубликована в 1973 году, c тех пор выдержала несколько переизданий и стала одной из самых читаемых работ Ротбарда. Она представляет собой сумму принципов политической философии Ротбарда — анархо-капитализма — и одновременно обрисовывает программу их практической реализации. Американский экономист описывает способы лечения болезней современного общества с точки зрения анархо-капитализма. Согласно анархо-капитализму, корнем всех проблем является существование государства. Ликвидация государства и замещение его функций деятельностью свободных индивидов и их ассоциаций на свободном рынке являются целью анархо-капитализма.</p>
<p>Ротбард формулирует центральный постулат либертарианства, так называемый постулат о ненападении: «ни один человек или группа людей не должны осуществлять агрессию против чьей-либо личности или собственности». Постулат означает, что любое насильственное нарушение неприкосновенности личности или покушение на собственность являются преступлением. Он позволяет отделить либертарианцев как от консерваторов, так и от социалистов. Консерваторы готовы соглашаться с некоторыми нарушениями неприкосновенности личности, выступая, например, за существование недобровольной армии или, что сейчас более актуально, за различные ограничения прав личности во имя обеспечения безопасности. Левые, напротив, борются за расширение прав личности, но готовы лишить человека права частной собственности. Либертарианцы признают фундаментальность и неотъемлемость как прав личности, так и прав собственности.</p>
<p>Либертарианцы признают неограниченное право частной собственности и добровольного обмена. Любое ограничение прав собственности будет являться насилием. Ротбард обосновывает право частной собственности через право каждого человека на самого себя. Каждый человек обладает абсолютным правом владеть собственным телом, что означает быть защищенным от насильственного угнетения. То есть, каждый человек является как бы своим собственным собственником. Помимо этого, человек обладает так называемым правом первопоселенца — правом обладать природными ресурсами, которые никто не использовал до него и которые он преобразовал собственным трудом. И, в-третьих, человек имеет право свободно обменивать или отдавать собственность тому, кто хочет ее получить или обменять на что-либо. Эти три простых принципа составляют концепцию прав собственности либертарианства.</p>
<p>Ротбард отмечает, что права человека, права личности, не существуют отдельно от прав собственности. Личная свобода неразрывно связана с правами собственности. Без собственности не бывает свободы. Таким образом, происходит объединение прав личной свободу и свободы предпринимательства. Экономические свободы являются органической частью свобод человека. Поэтому любое подавление экономических свобод, предпринимательской деятельности оказывается подавление человеческой свободы.</p>
<p>Согласно анархо-капитализму, главным агрессором в обществе является государство. Государство — это единственный из всех общественных институтов, который получает свой доход посредством силового принуждения — посредством существования недобровольной системы налогообложения. Ротбард рассматривает ключевые проблемы современного общества — высокие налоги, кризис городов, войны, уличная преступность, дорожные пробки, высокие военные расходы, транспорт, загрязнение окружающей среды, нехватка воды, дефицит электроэнергии, систему социального обеспечения, деятельность профсоюзов, образование, инфляцию и т.д. Он показывает, что во всех случаях источником проблем является государство. Индивиды, объединяясь в свободные ассоциации, могут решить все те проблемы и оказывать все те услуги, которые столь неудачно берется решать и оказывать государство. Поэтому государство должно как можно быстрее уйти из всех сфер жизни общества. Либертарианство пытается показать, каким образом исключить государство из общества безболезненно для самого общества и вернуть индивидам их права, а следовательно, и их свободу.</p>
<p>Мюррей Ротбард, "К новой свободе. Либертарианский манифест", М.: Новое издательство, 2009 - 398 с.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".