Комментарий
7 Октября 2016 15:42

Кадровый взлет

Даниил Пареньков политологДаниил Пареньков

Даниил Пареньков
политологДаниил Пареньков
6 октября президент Путин принял отставку по собственному желанию и.о. губернатора Калининградской области Евгения Зиничева, попросившего о переводе на новую работу «по семейным обстоятельствам». На его должность был назначен и.о. председателя правительства области Антон Алиханов.

Первое, что обращает на себя внимание, – быстрая карьера нового главы области. Алиханов за год проделал путь от простого вице-премьера регионального правительства до и.о. губернатора, став самым молодым главой региона в новейшей истории России.

И.о. губернатора начал работу в Калининградской области вскоре после губернаторских выборов 13 сентября 2015 года, когда одержавший победу Николай Цуканов назначил его вице-премьером, курирующим сельское хозяйство и промышленность. Тогда неожиданное появление в команде Цуканова человека из Москвы аргументировалась «необходимостью поиска новых подходов к развитию региона в условиях приближавшегося окончания срока действия таможенных льгот». Однако некоторые наблюдатели увидели в этом кадровом решении другой смысл и связали его с интересами главы «Ростеха» Сергея Чемезова, обращая внимание на некоторый опыт работы нового калининградского чиновника в Минпромторге. Впрочем, никаких более весомых доказательств, подтверждающих эту версию, не было предъявлено.

Определенный смысл в назначении чиновника из Москвы на управление экономическим блоком был. Для Калининградской области приоритетное значение имеет вопрос принятия пакета поправок о социально-экономическом развитии, разработкой которых занимается Минэкономразвития, а соисполнителем выступает региональное правительство. Профессиональный бэкграунд нового вице-премьера позволял говорить, что местные власти получили усиление в лице федерального чиновника, возможно, не очень опытного, но явно обладающего определенными связями. Алиханов к этому моменту уже поработал в Министерстве юстиции и, как уже отмечалось, в Минпромторге, где занимал должность заместителя директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности, а затем и.о. главы департамента.

Карьерный взлет Алиханова произошел в июле 2016 года, когда первым публично озвученным решением врио губернатора Евгения Зиничева стало назначение молодого чиновника и.о. главы правительства. Ранее с момента появления должности этот пост всегда занимал сам губернатор. Зиничев сразу же делегировал часть своего губернаторского функционала новому председателю правительства, обосновав это необходимостью «повышения инвестиционной привлекательности региона».

На новой должности во главе региональной исполнительной власти региона Алиханов успел стать основным спикером по вопросам развития области, отношениям с инвесторами и взаимодействию с федеральным правительством. На прошедшем недавно инвестфоруме «Сочи-2016» он участвовал в панельной дискуссии «Экспортный потенциал регионов: от раскрытия к реализации». Примечательно было то, что все прочие участники дискуссии со стороны региональных властей находились в статусе губернаторов.

Следующее повышение Алиханов получил менее чем через три месяца, сменив Зиничева на посту и.о. губернатора. На первый взгляд, назначение может быть объяснено тем, что глава правительства области – второе лицо в иерархии местной власти, непосредственно задействованное в управлении регионом. Алиханов проводил большую часть заседаний, оперативных и прочих совещаний правительства и был погружен в решение так называемой «Проблемы 2016» – поиск новых возможностей для развития после отмены с 1 апреля 2016 года части преференций в рамках особой экономической зоны.

Однако, учитывая специфику окруженного Европейским Союзом региона, кадровое решение несет в себе определенные риски. Новый глава Калининградской области приступает к своим обязанностям на фоне ухудшения отношений с ЕС и с Западом в целом, от взаимодействия с которыми во многом зависит социально-экономическая ситуация в эксклаве. В свою очередь это потребует от него знаний и компетенций, выходящих далеко за пределы подкованности в экономике. У нового и.о. губернатора нет сопоставимого опыта управления: непродолжительное руководство департаментом федерального министерства по масштабу и объему задач заметно отличается от руководства целым субъектом Федерации, да еще и обладающим столь важным геополитическим значением. Кроме того, Алиханов всего год проработал в Калининградской области, что явно недостаточно для полного погружения в местную проблематику и выстраивания отношений с местными элитами.

Таким образом, в назначении Алиханова и.о. губернатора Калининградской области можно выделить три составляющих.

Во-первых, узкая кадровая скамейка власти. Новый губернатор не относится к разряду тяжеловесов, а его скромный опыт наводит на мысль о том, что федеральный центр имеет очевидные проблемы с кадровым резервом для управления регионами. В этой связи назначение Алиханова будет преподноситься как подтверждение идеологии «нового кадрового лифта», открывающей возможности для молодых профессионалов.

Во-вторых, это решение выбивается из ряда последних кадровых назначений. Если раньше на посты глав регионов приходили представители силовых структур, как правило, имеющие длительный опыт работы на госслужбе, в том числе в непосредственном окружении президента, то сейчас губернатором стал молодой чиновник без большого резюме достижений, которому еще только предстоит доказать не только то, что он может справиться со сложным регионом, но и наличие у него управленческих навыков как таковых. В то же время обстоятельства назначения и перевода в Москву предшественника Алиханова пока не позволяют говорить о том, что подобный подход становится характерной особенностью кадровой политики Кремля. Напротив, выбор кандидатуры скорее указывает на снижение значения политической составляющей в принятии подобных решений.

В-третьих, в силу выше перечисленных обстоятельств в назначении не прочитается никакой четкий месседж. Закрытый характер принятия кадровых решений становится серьезной проблемой для политической системы, поскольку не позволяет политическому классу интерпретировать подобные решения так, как планирует глава государства, или как хотелось бы тем, кто готовит для него кадровые решения.

Нельзя исключать, что все эти нюансы могут повлиять на политическое будущее Алиханова. Его можно будет оценить в ближайшие два-три месяца. Если федеральный центр будет особым образом патронировать нового и.о., а регион получит необходимые ресурсы и преференции, то можно будет прогнозировать перспективы Алиханова на предстоящих губернаторских выборах. В противном случае в начале следующего года можно ожидать появления другой кандидатуры на должность главы региона, по всей видимости делегируемой с уровня заместителя министра федерального правительства.

Эксперт Центра политической конъюнктуры Даниил Пареньков

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".