Статья
1982 1 августа 2017 20:29

Агитпоп: как музыканты влияли на выборы

На войне все средства хороши – особенно если это электоральная война. С бурным развитием медиа политика все больше начала приобретать характерные черты шоу-бизнеса и пользоваться его методами – например, прибегать к лидерам мнений, в частности, поп-звезд. Мы решили вспомнить самые громкие и яркие примеры того, как музыканты привлекались к политическим кампаниям и что из этого получалось.

«Голосуй или проиграешь»

Эпохальная избирательная кампания Ельцина показала, как в сжатые сроки мобилизовать все силы для того, чтобы совершить невозможное. Рейтинг первого российского президента колебался на отметке 3-6%, и «красная угроза» была близка как никогда. Поэтому для поддержки Ельцина отрядили три десятка музыкантов от поп-бомонда до рокеров с гастрольным «чесом» по всей стране: Пугачева, Киркоров, Расторгуев, Кинчев, Николаев, Сюткин. Именно один из таких концертов дал миру знаменитый танец Ельцина под песню Евгения Осина. Впрочем, концертами дело не ограничивалось. Кинчев в интервью приравнивал коммунизм к фашизму, Гарик Сукачев в ролике «украл» паспорт соседа, чтобы заманить того на ближайший участок голосования, а Сергей Минаев (не писатель) разжился целым альбомом на тему.


Годы спустя участники кампании неохотно говорили об этом политическом опыте: мало кто из них чистосердечно и бескорыстно поддерживал Ельцина. Кого-то беспокоили перспективы возвращения коммунистов. Но большинство музыкантов поехали в «политический» тур исключительно из финансовых соображений. Об этом, в частности, говорит Дельфин, автор заглавной песни кампании: «Отказываться не было смысла, и в итоге мы отлично провели время и срубили весьма солидную сумму практически ни за что. Поехали бы мы или нет, все равно было ясно, чем кончится эта кампания. Мы были просто оберточной бумагой от конфеты, которую всем уже втюхали».

Choose or lose («Выбирай или проиграешь»)

«Голосуй или проиграешь» не была оригинальной идеей. В 1992 году, конечно же, над кандидатом-демократом Клинтоном не сгущались никакие красные тучи, но 12 лет непрерывного правления республиканцев стоили масштабных усилий.

Кампания Клинтона запомнилась крылатой фразой «Это экономика, дурачок», звучавшей особенно актуально на фоне госдолга, дефицита бюджета и безработицы и беспрецедентной на тот момент медийной поддержкой. Клинтон воспользовался MTV как рекламной платформой для своей предвыборной кампании – и выиграл: будущий президент приходил в студию и рассказывал о себе, не смущаясь откровенно отвечать на вопросы вроде того, как прожить в семье алкоголиков или о том, как курил марихуану. Пока его оппонент Буш-старший брал в расход лозунги эпохи Авраама Линкольна, Клинтон стал первым политиком, кто заговорил с молодой аудиторией на ее языке.


Разумеется, победе на выборах он обязан в том числе и Майклу Джексону, который с экрана MTV вещал об «уникальной возможности определить свою судьбу». Конечно, небольшой ролик с Джексоном – ничто по сравнению с тем, какую роль сыграли музыканты хотя бы в российской кальке Choose or Lose и других кампаниях, но зачин был сделан.

Все за Хиллари

Если Билл Клинтон привлек Майкла Джексона и только открывал для себя новые электоральные возможности, то его жена в вопросе привлечения персон шоу-бизнеса переплюнула, кажется, всех. В пользу Хиллари высказывались Леди Гага, Кэти Перри, Бейонсе, Сиа и другие артисты.


Одним из главных скандалов кампании Клинтон стало обещание Мадонны заняться оральным сексом со всеми, кто проголосует за Хиллари. Проверить это сильное заявление, изначально отдававшее тем, что в Америке называют trash talk, не удалось. Симптоматично, но это первый пример, когда масштабная поддержка со стороны «лидеров мнений» не сработала. Не помогли ни заявления, ни песни, ни другие формы поддержки. Также любопытно, что изначально высказывавшийся в пользу Клинтон эксцентричный рэпер Канье Уэст впоследствии признавался в симпатиях Дональду Трампу.

Все против Трампа

Трампу пришлось гораздо сложнее: против него ополчились, кажется, все лидеры мнений вместе взятые. Музыканты с удовольствием сдували пыль с инструментов, чтобы написать пару ядовитых строчек про республиканского кандидата: в песнях его называли клоуном, сантехником, террористом. Ему не повезло настолько, что даже «идеологически подходящие» его электоральному имиджу песни Брюса Спрингстина были запрещены к использованию в предвыборной гонке, а многие из симпатичных Трампу музыкантов открыто стеснялись этой симпатии.
 
Так, среди всех выступавших на инаугурации Трампа более-менее известными оказались только музыканты группы 3 Doors Down, последний успешный альбом которой вышел более десяти лет назад. Тем не менее, несмотря на палки в колеса от медиаперсон, Трампу удалось переломить традицию, при которой электоральный успех зависел напрямую от медиаподдержки: нынешнему президенту удалось практически в одиночку сделать Америку «великой снова».

Cool Britannia.

В девяностые годы Британию захлестнула волна бритпопа – угловатой, крепко сбитой, не очень изысканной, но патриотичной гитарной музыки, флагманом которой была группа Oasis, воспевающая рабочий класс.

На этом фоне сам Бог велел кандидату от лейбористов Тони Блэру прервать многолетнюю гегемонию правления консерваторов. Впрочем, поддержкой самих музыкантов он не заручался: в данном случае не гора пришла к Магомеду, а наоборот. Во время предвыборной гонки Блэр фотографировался с гитарой, «примазывался» к группе Oasis, наведываясь к ним в гримерку после концерта, и всячески поддерживал имидж «своего» парня. Надо сказать, это сработало: Блэр победил, задержался на посту премьер-министра аж на 10 лет, да еще и оставил после себя преемника-лейбориста, что для Англии было впервые в истории.

Впрочем, с другой стороны, популярность бритпопа с того момента пошла под откос. Музыкантам из Oasis пришлось нелепо оправдываться в духе «это он сам пришел, не прогонять же его нам». Блэр был одним из тех, кто дискредитировал жанр, а впоследствии одной из главных причин крушения бритпопа называли именно премьер-министра.


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".