Комментарий
5516 18 июля 2018 13:51

Кампания по бойкоту выборов мэра Москвы не даст результата

Вячеслав Смирнов политологВячеслав Смирнов

Вячеслав Смирнов
политологВячеслав Смирнов
Дмитрий Гудков, не сумевший набрать достаточного числа подписей муниципальных депутатов для участия в выборах мэра Москвы, призвал 9 своих сторонников прийти на избирательный участок 9 сентября и испортить бюллетени. 

Об эффективности и целеполагании этого призыва «Актуальные комментарии» поговорили с директором Института политической социологии Вячеславом Смирновым.

— Электорат путем испорченных бюллетеней не считается. У Гудкова, по большому счету, электората нет. Есть электорат, который не любит Собянина — он пошел бы голосовать за любого единого коалиционного кандидата против Собянина, каким мог бы быть Гудков. 

В данном случае, не видя интересных кандидатов, эти люди на выборы, скорее всего, не придут. Прийти на выборы, чтобы испортить бюллетень, сможет в лучшем случае фан-группа Гудкова. Но она будет незначительна. 

Какой она будет в процентном соотношении? Мы не знаем, какой будет явка, погода и насколько хорошо распространит свое обращение Гудков. Но, если бы обратился Навальный, то было бы значительно больше порченных бюллетеней.

В процентах вообще неправильно гадать. Если будет хотя бы 10 тысяч человек — это будет значить, что у Гудкова есть серьезная поддержка среди недовольных. Если будет порядка тысячи — поддержка уже стоит под вопросом. 

Испорченные бюллетени имеют очень двоякое значение. Нужно посмотреть, сколько таковых было на выборах 2013 года, где участвовали Собянин и Навальный. Соответственно, нужно сравнить их с количеством испорченных бюллетеней на этих выборах. 

Многие люди могут написать фамилию своего кандидата, даже Собянина, вместо того, чтобы поставить галочку. Кто-то напишет обращение к президенту — это тоже испорченный бюллетень. Кто-то случайно поставит две галочки или промахнется мимо квадратика. Такие случаи всегда бывают. Поэтому реально лишь сравнить, сколько было испорченных бюллетеней на выборах с участием Навального и на выборах этого года. А так даже без публичных обращений число испорченных бюллетеней — всегда около 0,5%.

Сравнивать недавний бойкот Навального и призыв Гудкова портить бюллетени — странно. Тактика Гудкова — попытка приписать себе испорченные бюллетени, которые в любом случае будут. Задача — получить внятный цифровой результат и сказать, что это благодаря его призыву. 

В случае с Навальным тоже можно говорить, что условные непришедшие 40% или 49% — заслуга того, кто призвал к бойкоту. Это все относительно. Бойкот удается лишь в том случае, если явка в разы уменьшилась. А в данном случае — это пиар-ход. Для аудитории Гудкова он успешен. Если вы меня об этом спрашиваете, значит, он своей цели достиг. У него есть своя позиция, а не только позиция Навального или Яшина.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".