Статья
5 Августа 2009 0:01

Хасидские Истории. Поздние учителя

Второй том историй сектантов-иудеев. В котором всё подвергается упадку.
Комментарии экспертов
<p class="text">«Если тысяча верующих хасидов соберётся вокруг пня, то пень тоже начнёт творить чудеса» — пошутил когда-то рабби Мендел из Риманова.
Сейчас двести тысяч хасидов из Хабад собрались вокруг адмирала Канариса и надеются реабилитировать его в глазах всего мира. Причиной тому стала деятельность адмирала по спасению евреев, в частности из династии любавических раввинов. Реабилитация бывшего нациста — это вообще-то сильный шаг, пересмотр итогов войны, в некотором роде. Возможно, Россия тоже когда-нибудь закроет глаза на агитацию адмирала к сепаратному миру с Западом и продолжение тотальной войны на Востоке, но это произойдёт ещё не скоро.
Между тем, на русском языке вышел второй том фундаментального труда Мартина Бубера «Хасидские истории».
Второй том посвящён исследованию второго этапа развития хасидского движения, т.к. принято считать, что вслед за тремя поколениями хасидских учителей наступило время упадка.
Признаки упадка стали проявлять себя в трёх формах.
Во-первых, кризис «небесного призвания», сводящийся, в сущности к спору о том, как именно должен определятся цадик? Ведь если учитель не оставил преемника, то решение должна принимать община. Приведённый выше анекдот как раз и характеризовал тех хасидов, которые считали, что цадика можно просто «назначить». В итоге это постепенно приводило к «снижению качества» цадиков, большая их часть становилась просто не пригодна для своего положения.
Во-вторых, был вызван отсутствием в хасидском движении единой фигуры, его представляющей.
В-третьих, постепенно стала проявлять себя проблема взаимоотношений цадика и школы, вернее, цадика и ученика. Если на заре хасидского движения возможность бросить вызов учителю даже не рассматривалась, то ближе ко второму этапу пришлось принимать решение о том, чтобы в принципе запретить ученикам становится во главе общины.
Впрочем, случай с адмиралом Канарисом позволяет нам говорить о том, что хасидизм вполне успешно преодолел эти противоречия.</p>

<p class="text">Мартин Бубер, «Хасидские истории. Поздние учителя», Мосты Культуры, М.: 2009.</p>

<p class="text">Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".