Комментарий
62 1 Июня 2012 12:47

Кино вместо жизни

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

В начале мая, между праздниками, на Первом канале прошел «Закрытый показ» фильма Александра Зельдовича «Мишень» по оригинальному сценарию Владимира Сорокина. У фильма странная судьба – он помелькал на престижных кинофестивалях, но так и не дошел до зрителя - даже на DVD. Хочешь посмотреть «Мишень» - скачивай в сети пиратскую копию или дожидайся «Закрытого показа». Я вот не дождался – и, забегая вперед, скажу, что длящийся более двух часов фильм отнюдь не порадовал. Меня, во всяком случае.

Парадокс тут в том, что слывущий ныне живым классиком Сорокин вроде бы не кинематографичен – его лингвистическое (прежде всего) воображение и виртуозное мастерство стилистического пародирования, казалось бы, совершенно не «переводимы» на язык визуальных искусств. Его прозу невозможно иллюстрировать (разве что по касательной), инсценировать и экранизировать. Хотя все три снятые до сих пор по его сценариям фильма – «Москва» того же Зельдовича, «Копейка» ныне покойного Ивана Дыховичного и «4» молодого Андрея Хржановского (а они очень разные, хотя в каждом случае это несомненный Сорокин) - получились на диво удачными,  и у каждого из них есть свои поклонники.

Социальная и экзистенциальная сатира «Копейки», «мясо» и гран-гиньоль «Четырех», психологическая – хотя и не без сдержанно бахтинской карнавальности – драма «Москвы», - всё это хорошо задумано, хорошо снято, хорошо сыграно – и в целом производит прекрасное впечатление. При этом «Копейка» - независимо от прокатной судьбы самого фильма – картина народная, «Москва» снята для интеллигентов и про интеллигентов, а «4» - произведение авангардистское и на серьезно продвинутую (да и небрезгливую) публику рассчитанное.

Нас в контексте «Мишени» интересует, разумеется, прежде всего «Москва»: рассказ об интеллигентах старшего поколения (писательских детях или, как тогда шутили, «писдетях»), более-менее успешно вписавшихся в более-менее современные реалии пятнадцатилетней давности. Вписаться-то они вписались, но для этого им пришлось пойти в услужение к молодым хищникам. Сначала – к относительно цивилизованным, относительно ручным хищникам, а потом уж - и к откровенно диким зверям. И, соответственно, на смену услужению (в фильме реализована метафора крепостного театра) пришло неприкрытое рабство. Но – и в этом иронический смысл картины – рабство добровольное; более того, рабство ликующее.

В фильме «Мишень» несколько представителей все того же слоя (или, если угодно, все той же прослойки) очень по-разному преуспевающих, но всё же несомненно успешных людей из Москвы отправляются в фантастическое – или, вернее, сказовое – путешествие к некоему источнику космической энергии, дарующему вечную молодость и, похоже, - бессмертие. Однако про таинственную «мишень», где они проводят ночь, набираясь живительных токов, можно сказать, как про «Глорию» из знаменитого стихотворения Бориса Слуцкого: «счастья все ж она не принесла». Обретшие вечную молодость герои фильма начинают всеми правдами и неправдами искать смерти – и в общем-то находят ее.

Снято красиво, сыграно хорошо – но совершенно бессмысленно. Длинный фильм смотришь позевывая. Вариация на тему «Фауста»? Нет, не тянет, да и Фаустов тут с полдюжины. Какой-то туманный вызов времени, в которое будто бы вообще нельзя жить (особенно в Москве)? Ну допустим, но уж, правда, какой-то чересчур туманный: на дилогию с прекрасной «Москвой» фильм – при совпадении ключевых имен Зельдовича и Сорокина - определенно не тянет.

Зато «Мишень», к сожалению, коррелирует с творчеством позднего Сорокина (начиная с «ледовых» фантастических эпопей и заканчивая недавней «Метелью»): красиво, ложно-многозначительно, но совершенно бессмысленно, - а поэтому, независимо от объема (порой минимального), просто-напросто скучно. Владимир Сорокин обрел статус живого классика, «прирос» литературными премиями, но, увы, убрал руку с пульса современности, хотя ему самому, не исключено, кажется, будто дело обстоит ровно наоборот…

Ну, а Зельдович как чуткий кинорежиссер (что он доказал прежде всего фильмом «Москва») точно воплотил творческую сорокинскую мысль, заключающуюся, боюсь, в отсутствии какой бы то ни было мысли. В результате  получился фильм не про вечную жизнь, а про жизнь после жизни или даже вместо жизни. Кино вместо жизни. Хотелось бы в заключение написать, что «Мишень» это фильм на любителя, но просто не могу представить себе такого любителя. 

17 Апреля 2018 Новости  Собчак подставила Эхо Москвы Главный редактор официального сайта радиостанции «Эхо Москвы» Виталий Рувинский был вызван в суд по поводу блога Ксении Собчак, который она ведет на сайте радиостанции. Об этом сообщил главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов в своем телеграм-канале. 17 Апреля 2018 Новости  Рогозин не хочет уходить из правительства Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин не планирует уходить из правительства и заявил, что готов занять в новом кабинете министров любую должность, которая соответствует, по его словам, его профессиональным навыкам. 7 Мая 2018 Анонс
Прекращение полномочий правительства
 Прекращение полномочий правительства 7 мая правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Именно в этот день состоится церемония инаугурации Владимира Путина, который одержал победу на выборах 18 марта.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".