Статья
23 Марта 2010 0:00

Конкуренция за будущее

<p>В Москве завершился первый день работы инновационного форума малого и среднего предпринимательства, организованный ОПОРой России. На форум приехал глава российского правительства, который  донес до бизнесменов, несомненно, радостную для них информацию. А именно: государство будет сокращать полномочия служб, надзирающих за бизнесом, и одновременно увеличивать ответственность предпринимателей за нарушение прав потребителей.<br />
<br />
«Мы будем кардинально менять идеологию и практику работы контрольных служб, сокращать избыточные полномочия госорганов, избавляться от лазеек, создающих возможности для злоупотреблений и коррупции», – сказал Владимир Путин, выступая на инновационном форуме. «Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не какая-то компанейщина, не временное «антикризисное» послабление для бизнеса, а суть политики государства», – подчеркнул премьер.<br />
<br />
В то же время, как подчеркнул Владимир Путин, контроль и надзор будут сориентированы на выявление и пресечение реальных угроз для жизни и здоровья граждан и состояния окружающей среды. Кроме того, подчеркнул В.Путин, «ответственность предпринимателей (как административная, так и финансовая) за нарушение прав потребителей, за выпуск опасной продукции многократно возрастет».<br />
<br />
«Отмена избыточного контроля не должна негативно отразиться на потребителях. Мы будем добиваться, чтобы бизнес нес полную ответственность за результаты своей работы, а не прикрывался разного рода сертификатами, разрешениями и никому не нужными, неэффективными бумажками, которыми мы все обросли за последние годы», – сказал глава правительства.<br />
<br />
Это уже не первая встреча В.Путина с представителями малого и среднего бизнеса. 22 апреля 2009 года премьер выступил на пленарном заседании подобного, организованного ОПОРой России, Форума по малому и среднему предпринимательству, озвучив ключевые меры правительства по поддержке данного сегмента экономики.<br />
<br />
В нынешнем мероприятии приняли участие первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, представители профильных министерств и ведомств, академики РАН, предприниматели из 80 регионов РФ, лидеры 123 отраслевых союзов, представители промышленных кругов, международных организаций и зарубежных компаний.<br />
<br />
Глава правительства выступал на форуме во второй половине дня, к тому времени экономисты, бизнесмены, ученые уже успели обсудить главный информационный повод нынешнего собрания.  Дело в том, что организация предпринимателей, которую возглавляет Сергей Борисов, специально к форуму подготовила исследование под названием «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России». В работе была сделана попытка оценить конкурентоспособность национальной инновационной системы России.<br />
<br />
«Почему именно ОПОРА взяла на себя эту миссию? Мы уверены, что малый и средний бизнес является неотъемлемой частью инновационной экономики. В условиях роста конкуренции, стоимости новых технологий, мобильности человеческого и финансового ресурсов, решающим элементом конкурентоспособности становится скорость создания и внедрения инноваций. А малый бизнес – гибкий и мобильный – имеет явные преимущества перед более крупными компаниями», – заявил Сергей Борисов, представляя результаты исследования участникам форума.<br />
<br />
Вместе с тем, по мнению С. Борисова, инновационная система важна не сама по себе, «развитие и внедрение инноваций – не самоцель», а только инструмент, нацеленный на достижение результатов в социально-экономическом развитии страны.<br />
<br />
Сергей Борисов представил также идеальную модель инновационной системы. По его словам, она включает в себя три уровня, передает информационный портал ОПОРы.<br />
<br />
«Верхний позволяет согласовывать направления государственной политики и контролировать их. Его ключевая задача –  формирование чёткого плана действий (стратегии) с обязательным мониторингом его реализации и определением приоритетов в работе всех структур в этой сфере», – отметил президент ОПОРЫ. В то же время, уточнил он, речь не идет о создании «суперведомства», которое решало бы все вопросы инновационной политики: «нет ни одного примера успешно работающего «министерства инноваций».<br />
<br />
Второй уровень включает в себя несколько сегментов. Среди его задач – финансирование новых научных знаний, увеличение финансирования посевных и старт-ап инструментов, а также количества инфраструктурных объектов коммерциализации. Необходимо формирование технологической политики. И главное – одинаковые прогрессивные условия, способствующие развитию инновационных компаний, подчеркнул С. Борисов.<br />
<br />
«Если мы реализуем этот первый, только что озвученный сценарий – то национальная инновационная система России станет самой современной в мире», – считает президент ОПОРЫ. Однако, по его словам, в этой модели должен быть третий уровень – участие регионов.<br />
<br />
Сегодня малый и средний бизнес России – это 17 тысяч средних и 228 тысяч малых компаний, более 1 миллиона микропредприятий, а также 4 миллиона предпринимателей и фермеров. Правительством уже принят ряд целый мер по поддержке представителей малого и среднего бизнеса. Только в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено 10 млрд. рублей на развитие этих видов предпринимательства, сообщается в материале пресс-службы правительства, подготовленном к форуму.<br />
<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>На форуме мы хотим оценить в целом ситуацию, в которой мы, все предприниматели, находимся.  Какова же оценка всей инновационной системы России? – Мы сравниваем ее с инновационными системами других стран, определяем тренды,  системы показателей и факторов, в которых развивается наша инновационная система.<br />
<br />
Мы провели очень серьезное исследование и будем его презентовать на форуме. Это исследование, которое происходило без малого в течение года от задумки до реализации, охватило 200 ученых, которые публикуются в зарубежных изданиях, около 200 малых инновационных компаний, 200 средних и крупных предприятий и около 2000 граждан России.<br />
<br />
У нас получился потрясающий срез, и мы смогли оценить систему факторов, из которых складывается инновационная система.<br />
<br />
Теперь мы видим те составляющие, которые необходимо достраивать в российской инновационной системе. Мы почему-то думали в последние годы, что нужны только изобретения и их  коммерциализация. Это далеко не так. Нужны еще подготовленные люди,  то есть это талант и образование, должна быть соответствующая наука, инфраструктура,  должна быть предрасположенность и возможность заимствовать  высокие технологии у развитых стран и адаптировать под свою деятельность. Должно быть, наконец, эффективное государственное управление.<br />
<br />
Если мы будем сегодня думать только о поддержке точечных проектов, мы серьезно не продвинемся. Должны быть системные меры, мы должны идти широким фронтом по разным составляющим, и если мы где-то будем уступать, где-то будем отставать, это не значит, что мы прорвемся в отдельных составляющих этой системы. Поэтому все должно быть сбалансировано.<br />
<br />
 </p>
<p>Если посмотреть на опыт тех стран, которые успешно осуществляли модернизацию, причем ускоренными темпами, то везде роль государства была чрезвычайно большой, если не определяющей. <br />
<br />
Другое дело, как понимать эту роль государства. Чаще всего её понимают редуцированно, как какие-то государственные средства, которые для этого тратятся: инвестиции или какие-то государственные закупки, заказы и т.д. Это всё абсолютно необходимый компонент, но недостаточный. Обычно ещё упоминают некую законодательную базу, которая должна быть адекватной тем задачам, которые призвана решать эта инновационная система. <br />
<br />
Разработанность национальной законодательной базы в этой сфере у нас действительно пока ещё очень низкая, и есть огромное количество лакун. Даже с теми же инновационными парками, технопарками и т.д. есть много до сих пор законодательно не решённых вопросов, связанных с земельными отношениями, статусом и т.д. Как всегда, у нас большие проблемы с интеллектуальной собственностью, её защитой, правами, которые будут иметь инноваторы в этой сфере, как это всё будет распределяться между инвесторами, венчурными фирмами, и т.д. Здесь есть много аспектов, которые не разрешены, и в условиях коммерческого использования и рыночной экономики это будет огромный тормоз, если вообще не непреодолимый барьер. <br />
<br />
Это всё – то, что относится к слову «условия», но не «факторы». Условия предполагают некие пассивные характеристики, а факторы – это некие активные характеристики.   <br />
<br />
Необходимы какие-то организационные усилия государства, которые гораздо менее формализованы. Во всяком случае, они могут быть чрезвычайно разнообразными. Они связаны и с передачей технологии, и с организацией банков данных для предоставления инноваторам для широкой пропаганды каких-то идей и т.д. У нас подчас многие фирмы просто не представляют себе, что есть те или иные идеи. По большому счёту, идею можно найти, но она не станет известной. Таких усилий (а их множество в самых разных сферах) и не хватает. По большому счёту, государство должно было бы озаботиться именно этим. <br />
<br />
Второе – это создать соответствующую среду и отношение самих компаний. Это делается разными способами, включая и механизмы объективного свойства. Например, определённые разные режимы налогообложения, какие-то штрафные санкции с тех компаний, которые этим не занимаются. Можно было бы предположить, что крупные финансовые группы должны были бы процент своих средств выделять на диверсификацию в пользу каких-то современных отраслей. Эту программу можно было бы согласовывать в рамках формального или неформального органа, где можно было бы собирать топ-менеджеров этих финансово-промышленных групп и закреплять за ними определённые направления этой модернизации. <br />
<br />
Здесь есть большой простор для нормального экспериментирования. Все эти механизмы были задействованы в Японии в 50-е, 60-е и даже 70-е годы. Для этой цели у них даже существовало специальное министерство, министерство внешней торговли и промышленности, которое координировало всю эту работу, причём подключало к ней и компании, и профсоюзы, и академическое сообщество. Иначе говоря, необходимы те механизмы, на которых бы происходило тесное общение и вырабатывались бы совершенно конкретные решения с прописанными ответственностями сторон. Я считаю, этого нам серьёзно не хватает в этой программе. Всё остальное в каком-то смысле является производным.<br />
<br />
Что касается Сколково, то оно будет некоторой единственной точкой, на которую мы хотим сделать ставку. Что, это будет суперструктура, которая решит все проблемы России на всёх её необъятных пространствах и охватит все отрасли? Это же невозможно предположить. Несомненно, это не так. Сама идея со Сколково – это замечательная идея, но её, совершенно очевидно, будет недостаточно для серьёзного мощного разворота нашей экономики в структурную диверсификацию в пользу наиболее наукоёмких производств и отраслей. <br />
<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".