Костина: закон о НКО в большей степени умозрительный
Госдума получила отзывы от правительства и Верховного суда на законопроект о придании статуса «иностранного агента» российским НКО, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой.
Как рассказала «Актуальным комментариям» член Общественной палаты (ОП РФ) Ольга Костина, ОП будет давать свое экспертное заключение на этот документ.
«Я бы пока не вдавалась в детали закона. Хочется, чтобы этот законопроект посмотрели специалисты Общественной палаты, в том числе нашей профильной комиссии», - подчеркнула она.
По мнению Костиной, в том виде, в котором документ существует сейчас, в нем есть опасности. «Может быть, именно поэтому он вызвал такое напряжение среди неправительственных организаций», - считает эксперт.
«Первое - российские неправительственные организации поддержку со стороны госорганов практически не видят, а если видят, то очень редко, и то в размере однократного ежегодного гранта от президента», - отметила Костина.
Больше никаких возможностей получить деньги на развитие и поддержку для третьего сектора в России не существует, добавила она. «В отличие от зарубежных практик, когда практически все ведомства имеют свои грантовые программы и оплачивают экспертную работу профильных организаций, на которую опираются в своей деятельности», - пояснила эксперт.
По ее мнению, у нас такой практики нет и ввести ее пока не удается. «Получается, что государство в большей степени демонстрирует желание контроля и ужесточения, и в меньшей степени - возможности для развития», - отмечает Костина.
«Согласитесь, если бы неправительственные организации России могли получать деньги и финансировать свою деятельность внутри страны, то, может быть, и не пришлось бы обращаться за зарубежными грантами», - сказала она.
«Второе - существуют значительные, крупные, много лет известные неправительственные организации за рубежом, которые финансируют проекты неполитического свойства: проекты, связанные с экологией, защитой детства, и т.д., и т.п. Не очень понятно, как быть с этими организациями?» - подчеркивает эксперт.
«Они не политические, но что считать политикой - социальная работа, социальная активность в том или ином секторе государственной жизни или функционирования государства в какой-то момент может привести и к каким-то политическим действиям. Это разграничение очень умозрительно», - считает Костина.
В-третьих, по ее словам, в США такой закон есть, очень жесткий, он работает уже много лет. «Закон этот предполагает, что все организации с иностранными учредителями или с иностранным финансовым участием, работающие на территории США, четко стоят под контролем ФБР. Причем вне зависимости от их окраски. Это может быть благотворительная организация, может быть информационная, может быть социальная или политическая - не важно, если она финансируется из-за рубежа или если в ее учредителях есть зарубежные лица или организации, такая структура обязана встать на учет ФБР», - рассказала Костина.
По ее мнению, если наши законодатели хотели сделать кальку с закона США, тогда нужно было детально изучить закон и чем он мотивируется (поскольку это пример многолетней работы), и потом уже более четко прописать подобные правила для России.
«Пока в предложенном к рассмотрению документе очень все умозрительно», - констатирует Ольга Костина.