Статья
18 Октября 2012 10:45

Куда переедут чиновники?

Куда переедут чиновники?
Фото: Shutterstock

<p class="p1"><strong>Не так давно было объявлено о том, что всех чиновников переведут за МКАД, в «новую Москву». Там для них планировалось построить комплекс зданий. Речь шла не о жилье, а о рабочих офисах. Однако сейчас в администрации президента рассматривают вариант строительства правительственного квартала в центре Москвы, рядом с Кремлем.</strong></p>
<p class="p2">Напомним, что с инициативой вывезти чиновников за МКАД выступил Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост главы государства. <span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">17 июня 2011 года на</span><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </span><a style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(20, 161, 225); text-decoration: none; " href="http://actualcomment.ru/theme/1889/">Петербургском международном экономическом форуме</a><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> Медведев</span><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> высказал идею</span><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </span><a style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(20, 161, 225); text-decoration: none; " href="http://actualcomment.ru/news/26140/">создания «столичного федерального округа»</a><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">. Он предложил расширить границы столицы для размещения на новых территориях законодательных и исполнительных органов власти.</span></p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><a href="http://actualcomment.ru/theme/1931/">Расширение границ столицы</a> произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях, в основном за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. </p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Минфин даже посчитал, во сколько обойдется строительство «города чиновников» - 100 тысяч рублей за квадратный метр. </strong></p>
<p class="p2">Само строительство будет вестись за счет кредитов госбанков под гарантии учредителей компании - РФ и мэрии, а в залог ОАО отдаст передаваемые ему здания в Москве, рассказал тогда один из чиновников Минфина. От продажи этого имущества и предполагается погашать кредиты.</p>
<p class="p2">План расширения Москвы вызвал многочисленные дискуссии, однако большинство экспертов выступили «за» эту инициативу. Речь, правда, шла, в основном, о присоединении к Москве новых территорий. </p>
<p class="p2"><strong>Разговоры же о плане строительства «города чиновников» на время поутихли. Но, как выяснилось, здесь все не так просто. <a href="http://www.rg.ru/2012/10/17/kozin-site.html">В интервью «Российской газете» глава Управления делами президента Владимир Кожин сообщил</a>, что относительного этого плана «есть и еще одно задание». </strong></p>
<p class="p2">На вопрос газеты «Затрагивают ли Управделами  планы по расширению Москвы, готовитесь к переезду?», Кожин ответил:</p>
<p class="p2">«Здесь все сначала надо продумать. Сегодня есть поручение президента все еще раз просчитать. Есть поручение и в отношении новых территорий, переезда федеральных органов власти в "новую Москву". Рассматривается решение по строительству Парламентского центра».</p>
<p class="p2"><strong>«Есть и еще одно задание. Детально проработать вопрос о перспективе создания так называемого Правительственного квартала в рамках существующей Москвы. Теоретически - это рядом с Кремлем.</strong> Правительственный квартал предполагает концентрацию в одном месте администрации президента, ключевых министерств и ведомств с тем, чтобы минимально сократить межведомственные передвижения по Москве. Каждое министерство, наконец, сможет разместиться по одному адресу», - сообщил Кожин «РГ».  </p>
<p class="p2"><strong>Итак, состоится ли переезд чиновников за пределы Москвы или нет - вопрос пока остается открытым.</strong></p>
Комментарии экспертов
<p>Существует несколько альтернатив по созданию единого центра, где будут располагаться министерства и ведомства.</p>
<p class="p1">У каждой есть свои сильные и слабые стороны.</p>
<p class="p1">Большинство ведомств России раскиданы по разным частям столицы, причем в большинстве случаев речь идет о большом количестве зданий и объектов. Министерства, как правило, имеют головное здание и несколько удаленных друг от друга офисов. В результате снижается эффективность за счет того, что возрастает документооборот, их сложно охранять и это дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру</p>
<p class="p1">Чтобы решить эту проблему, было предложено сконцентрировать место работы госслужащих в одном месте.</p>
<p class="p1">Основная проблема заключается в том, где оно должно находиться. Изначально предполагалось, что это может быть квартал на месте гостиницы «Россия» и рядом с ней. Преимущество проекта в том, что его проще охранять, все остается внутри Москвы. Соответственно, нет необходимости строить дополнительную инфраструктуру и нести большие расходы на переезд. По предварительным данным, общая смета превысит более одного триллиона рублей. Где изыскивать эти денежные средства – вопрос открытый. Кроме того, создание отдельного квартала может привести к сложностям в коммуникациях.</p>
<p class="p1">Основное преимущество создания системы комплекса правительственных зданий за территорией Москвы – это вопрос инфраструктуры. Уже сейчас идет очень большая перегрузка, в том числе стратегических магистралей. В связи с этим будет расти автопарк. Перенос в «новую Москву» может привести к серьезной разгрузке московской инфраструктуры. Плюс ко всему, там возможно было бы разместить непосредственно жилищную инфраструктуру. Это аргумент в пользу «новой Москвы».</p>
<p class="p1">Вопрос сейчас фактически заключается в следующем: насколько та цена, в которую обойдется перенос министерств за территорию Москвы, актуальна, и насколько она соответствует тем задачам, которые будут решаться.</p>
<p class="p1">Если средства можно будет изыскать, то проект «Большой Москвы» можно будет запустить, если нет - будут выбраны другие варианты с меньшим бюджетом, но большей нагрузкой на инфраструктуру.</p>
<p class="p1">Проект правительственного квартала обсуждаем и может быть интересен. Но, безусловно, он прямо противоречит исходной концепции «Большой Москвы». И в случае, если он принимается за основу, то следует откровенно и серьёзно признать начало реализации проекта «Большой Москвы» ошибкой и, возможно, озадачиться ее исправлением. </p>
<p class="p1">То расширение Москвы, которое уже предпринято, имело смысл в контексте переноса правительственных центров, и именно так обосновывалось. С точки зрения развития самой Москвы как агломерации, именно такая конфигурации расширения бессмысленна, потому что присоединены наиболее малолюдные территории, а те многочисленные города-спутники (Химки, Балашиха), которые уже де-факто являются частью Москвы, напротив, сознательно оставлены за бортом, потому что там большая социальная нагрузка, много жителей. </p>
<p class="p1">Всё это выглядит как девелоперский проект, реализованный в лоббистских целях, вне контекста переноса правительственных зданий за МКАД. Если власть пересматривает свои планы в этой части, то, на мой взгляд, вся затея с «Большой Москвой» выглядит в её существующем виде неуместной.</p>
<p class="p1">Что касается правительственного квартала, мне не кажется, что в центре столицы вблизи Кремля есть масштабные и неосвоенные территории, которые можно было бы безболезненно отдать под правительственный квартал.</p>
<p class="p1">Конечно, в Москве есть промзоны, которые нуждаются в редевелопменте, из которых нужно выводить промышленность куда-то за МКАД и переобустраивать их. В принципе, таких зон много. Они представляют собой определённый резерв развития для столицы.</p>
<p>Можно ли использовать какую-то из них под создание правительственного квартала? Наверное, идея имеет право на существование. Вопрос в том, чтобы она была хорошо экспертно обоснованна и просчитана, в том числе с точки зрения логистики и того, как это повлияет на транспортную ситуацию в городе. Это нужно сделать до принятия решения.  </p>
<p class="p1">Проект правительственного квартала прямо противоположен проекту «Большой Москвы». Правительственный квартал должен располагаться не на новых территориях, а в Москве.  В проекте «Большой Москвы» просматривается попытка решить проблемы Москвы с помощью правительства. А в проекте Правительственного квартала – проблемы правительства за счет Москвы. </p>
<p class="p2">Насколько проект правительственного квартала впишется в архитектуру столицы – сказать сложно. Пока завершена только предпроектная стадия и говорить о конечном результате рано.  </p>
<p>Очень сомневаюсь, что благодаря этому проекту можно разгрузить московские дороги. Проект «Большой Москвы» теоретически мог разгрузить дороги. Но транспортные проблемы в обоих проектах не ключевые. Но, наверное, если чиновники будут жить в одном квартале, для логистики лучше. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".