Комментарий
15 Августа 2009 0:00

Литература и политика

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Итоги «десятилетки Путина» в области изящной словесности подводить, пожалуй, еще несколько преждевременно, тем более, что принятое в литературной критике рабочее название «нулевые годы» едва ли настраивает на торжественно-юбилейный лад. Правда, буквально полгода назад вышло произведение, приравнять которое к «нулевым» просто не поворачивается язык. Я имею в виду роман москвича Александра Терехова «Каменный мост», представляющий собой эпическую по размаху и грандиозную (хотя и не безупречную) по исполнению попытку соединить распавшуюся, по Гамлету, связь советских и постсоветских времен.

А в двухтысячном году (так сказать, «на заре») выстрелил романом «Укус ангела» сразу же ставший знаменитым петербургский прозаик Павел Крусанов. Любопытно, что сенсационному успеху этого философски-политического романа не помешала, а, наоборот, только поспособствовала его идейная неоднозначность, чтобы не сказать загадочность, обернувшаяся в критике множеством прямо противоположных интерпретаций. Следует отметить, что вопросы «Что означает «Укус ангела»?» и «Who is mister Putin?» завладели умами практически одновременно.

Год спустя прогремел «Господин Гексоген» - причем прогремел дважды: сначала по выходе в подчеркнуто интеллектуальном издательстве «Ad Marginem», а затем – после присуждения Александру Проханову за эту книгу премии «Национальный бестселлер». От «Господина Гексогена» потянулась длинная цепочка антиутопий неодинаковой степени фантасмагоричности, в числе авторов которых, наряду с профессиональными, а порой и знаменитыми писателями (упомяну хотя бы Пелевина и Сорокина), оказались и такие неожиданные в литературе фигуры как Владимир Соловьев и Сергей Доренко. Да и лауреат «Нацбеста» Александр Проханов продолжил поставлять по антиутопии (а то и по две) ежегодно.

Накал политических страстей заметно понизился по сравнению с 1990-ми, и чуть ли не вся политика ушла под ковер – или в «ящик». Туда же, в «ящик», устремилась за ней и литература; появилась целая плеяда писателей, успех книг которых намертво повязан с частым мельканием их лиц на экране: Виктор Ерофеев, Михаил Веллер, тот же Проханов… Один из членов этой «бригады» - Дмитрий Быков – опубликовал полтора года назад целый роман «Списанные» - о том, на что готовы пойти иные из них, лишь бы не попасть на телевидении в «стоп-лист». Впрочем, как раз «амбивалентного» Быкова – и без всякого «стоп-листа» - в последнее время успешно выдавливает из амплуа удачливого телеписателя «позитивный» Сергей Минаев.

В «нулевые годы» сложился и несколько парадоксальный тип писателя-политика. Парадоксальность тут в том, что политик это, как правило, оппозиционный, а прозаик, напротив, сугубо традиционный, - Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, - что, при всей субъективной серьезности «политической борьбы», наводит все же на мысль о том, что политика для них в первую очередь – игра, а изящная словесность – истинная натура. Что и к лучшему, поскольку от всех троих мы ждем в первую очередь новых книг.

К литературно-политическим сюжетам, правда, еще более маргинального свойства, относятся и неуклюжие преследования «Нашими» книг Сорокина (собственно, как раз и утвердившие его в статусе живого классика), - а также «переписка» Михаила Ходорковского с двумя Борисами - Акуниным и Стругацким, - переписка, в которую, на мой смиренно-скептический взгляд, все трое ее участников не привнесли ничего, кроме звучных фамилий, - всё остальное сработано рабами Рима, сиречь безымянными пиарщиками.

Никаких реальных гонений на литературу и литераторов в обозреваемый период не было. Тем не менее, дала о себе знать определенная опаска – и в литературной среде, и особенно в издательском бизнесе. Кое-кто в инициативном порядке включил опцию «внутренней редактуры», которая, как известно, страшнее любой цензуры.

Упадок литературы в девяностые годы многие объясняли тем, что жить стало наконец-то интереснее, чем писать. В «нулевые» жизнь заметно поскучнела и обуржуазила, однако литературе это новых сил не прибавило. Интерес к чтению не то чтобы сошел на нет, но в существенной мере переместился в сторону либо утилитарно-познавательной литературы, либо уж откровенно бульварного чтива. Начавшее было складываться общество потребления заявило о себе (в литературе, хотя, понятно, не только в ней) прежде всего как общество инфантильного потребления. Правда, серьезной и полусерьезной словесности удалось изобразить и новый социальный тип, получивший известность под кодовым названием «офисный планктон».

Кризис, ударивший как мороз (как первый мороз?), отразился скорее на настроении и качестве жизни писателей, чем на идейно-тематическом репертуаре их произведений. Впрочем, у прозы, как известно, длительный инкубационный период, а поэзии (куда более оперативной) у нас нет. Один Всеволод Емелин, уже успевший написать: «Пусть сильнее грянет кризис!» А глубину кризиса (литературного в том числе) суждено промерить, пожалуй, только в следующую «десятилетку».
 

22 Февраля 2017 Новости  Американцы все лучше думают о Путине Популярность президента России Владимира Путина в США выросла до самого высокого с 2003 года уровня. Больше американцев стали одобрительно высказываться о российском лидере и о России. При этом лучше всего относится к России американская молодежь 21 Февраля 2017 Новости  В Кремле опровергли слабость власти Президентские выборы в России пройдут по плану в 2018 году. Власть начала информационную кампанию, связанную с приближающейся датой – 11 марта. С этого дня начнется обратный отсчет года до выборов президента РФ. 14 Февраля 2017 Новости  При Путине – лучше всех Россияне считают, что при Владимире Путине жизнь лучше, чем при всех других правителях, руководивших страной за последние 100 лет. Подобного мнения придерживается почти треть респондентов. Таковы результаты опроса, приуроченного к 100-летию революции.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".