Статья
8921 15 октября 2014 13:51

Многообразия не будет

Вопреки позиции представителей Общественного совета при Минобрнауки РФ, в ведомстве не отказались от намерений создать в обозримом будущем единую концепцию учебников по русскому языку и литературе.

Как пишут «Известия», 9 октября 2014 года семью депутатами Госдумы РФ на рассмотрение нижней палаты парламента был выдвинут проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный «Закон об образовании в РФ», предлагающий создать и нормативно утвердить для школьных предметов «Русский язык», «Литература» и «История» единую линейку учебников.

Подобная идея вызвала резкий шквал критики со стороны преподавателей и Общественного совета (ОС) при Минобрнауки.

В ОС считают, что эта законодательная инициатива лишает образовательные организации возможности формировать собственную образовательную программу, учителей — реализовывать гарантированную законом свободу выбирать методические средства обучения, разрушает всю логику внедрения в школы новых образовательных стандартов.

В министерстве же придерживаются другой точки зрения: важно качество пособий, а не их количество.

«Безусловно, тема, затронутая в заявлении ОС, требует широкой дискуссии. Есть, например, разработанный в соответствии с поручением президента единый историко-культурный стандарт, все учебники истории должны ему соответствовать. Такие же единые стандарты будут разработаны по русскому языку и литературе. Примерной основной образовательной программе еще предстоит пройти стадию общественной дискуссии, она должна быть профессиональной, компетентной, конструктивной и в конечном итоге направленной на повышение качества образования в нашей стране», — пишет издание со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки.

Комментарии экспертов

Мало того, что эти учебники будут единственными – они же будут и стандартом. Такого, конечно, никогда не было. Это автоматически приведёт к ситуации, когда учителей будут проверять: насколько они от абзаца к абзацу следуют по учебнику, насколько они планирует уроки в точности с учебником. Будут проверки, насколько они правильно заполняют журнал – в соответствии с учебником.

Это совершенно другая реальность, потому что подобный подход сильно влияет на методику преподавания. Все страны, в том числе, Россия, как правило, заявляют о том, что выбор методики, образовательной технологии – это всегда пространство и ответственность самого учителя – в зависимости от того, какие дети к нему попали, какие у него сложились с ними отношения, какой материал ребята усвоили, какой не усвоили. Такие более гибкие образовательные программы, как правило, значительно эффективнее и качественнее.

Когда же мы настаиваем на том, чтобы учитель полностью следовал учебнику – это совершенно архаичная средневековая методика, которая не соответствует никаким современным реалиям. Это самое опасное в данном проекте.

Большинство наших коллег относятся к этим поправкам резко отрицательно – мы обменивались мнениями. Это действительно отбросит наше образование далеко назад.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".