Мандат ЕР подтвержден
На фоне продолжающейся интриги вокруг кресла московского мэра практически незаметно завершилась осенняя региональная избирательная кампания. Между тем, по многим параметрам она задала направления развития партийного поля на год-два вперед. Предварительные итоги осенних выборов позволяют сделать несколько стратегических выводов и прогнозов. Во-первых, налицо убедительная победа ЕР несмотря на звучавшие предположения о наметившейся тенденции к падению уровня поддержки партии в условиях кризиса. Некоторые наблюдатели, спекулировавшие на этом после мартовского раунда выборов и некорректно сравнивавшие их итоги с показателями федеральной кампании 2007 года, в этот раз предпочли отмолчаться – материала для информационных спекуляций нет. Во-вторых, налицо идеологический кризис оппозиции, который пока не носит неотвратимый характер и протекает в каждой партии по-своему. Коммунисты, например, ошибочно сделали ставку на критику власти за рост цен на продукты, а обвального роста не произошло. «Эсеры» так и не смогли определиться с общефедеральным позиционированием, в результате показатели их поддержки от региона к региону сильно скачут. Сильный имиджевый ущерб понес и Сергей Миронов, де-факто поставив в ряде регионов перед избирателями вопрос о доверии к собственной персоне и получивший провальные итоги.
Также необходимо отметить два более общих момента. Во-первых, осенняя избирательная кампания 2010 года была беспрецедентной по охвату избирателей. В списки было внесено около 30 млн. человек, что составляет чуть менее трети российского электората. Таким образом эту кампанию можно рассматривать в качестве генеральной репетиции парламентских выборов 2010 года. Судя по ее итогам, «контрольный пакет» акций в следующей Госдуме «единороссам» гарантирован а, скорее всего, и конституционное большинство. Мартовская кампания 2011 года (если она состоится), не будет отличаться таким существенным охватом избирателей. Во-вторых, наблюдается некоторый рост явки. Это свидетельствует о том, что отдельные граждане, в условиях докризисного изобилия исповедовавшие политическую пассивность, решили активизироваться. Однако повлиять на происходящее они желают не с помощью инструментария «митинговой демократии», как к этому призывают некоторые маргиналы, а с помощью официально установленной процедуры голосования. Это свидетельствует о доверии граждан к существующей политсистеме в целом
Значимой интригой по-прежнему оставалась борьба за «московский престол». При этом даже обнародование официального «шорт-листа» претендентов нисколько не смягчило накал страстей. Исходя из анализа представленных в нем кандидатур возможно развитие событий как минимум по трем сценариям. Согласно первому, в столице будет введена так называемая концепция разделенного управления. «Комиссар» из федерального Центра (Собянин, Левитин) займется выстраиванием новой системы внутриэлитных отношений в столичных властных кругах, а «крепкий хозяйственник» из «московской команды» - ЖКХ и прочими социально-экономическими проектами. Если же «федералы» решатся на жесткие меры, то карт-бланш получит Валерий Шанцев, знающий все теневые стороны московского хозяйства изнутри. Если же будет заключено временное перемирие без какого-либо прогресса, то будет выбран вариант «слабого мэра» - Людмилы Швецовой.
Между тем федеральный Центр продолжила давление на «московскую команду» по различным направлениям. В частности, депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Островский поддержал идею «Справедливой России» об опротестовании итогов выборов в Мосгордуму прошлой осенью с целью их пересмотра. ЛДПР в большей степени, чем другие представители парламентской оппозиции, ориентирована на «сигналы» власти. Консолидация этой партии с СР помимо преследования собственных интересов означает, что Центр еще раз шлет сигнал Мосгордуме о необходимости поддержать любого кандидата, согласованного федеральными элитными группами и «московской командой» в рамках предварительных консультаций. В противном случае столичный парламент, контролирующийся преимущественно Лужковым через лояльного ему спикера Владимира Платонова, может быть распущен. По закону такой возможностью обладает президент, если парламент отклонил предложенную им кандидатуру регионального руководителя, а возможное решение суда о массовых нарушениях на выборах придаст ему дополнительную легитимность.
Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев