Статья
30 Июня 2010 0:01

Машиностроение ждет оживление

<p>Премьер-министр РФ Владимир Путин принял участие в работе I Международного форума «Технологии в машиностроении-2010», который проходит в Жуковском. Глава правительства выступил на пленарном заседании, где заявил, что в период кризиса удалось избежать критических потерь в машиностроении.</p>
<p>Владимир Путин отметил, что в кризис, помимо помощи стратегическим компаниям, правительство стремилось стимулировать спрос на конкретную продукцию, например, на автомобили и сельскохозяйственную технику. «Через инфраструктурные проекты мы сформировали дополнительные заказы на дорожную технику, энергетическое, транспортное оборудование. Все эти меры помогли машиностроению пройти через кризис без критических потерь», - подчеркнул глава правительства.</p>
<p>«Конечно, потери были. Они были везде, во всем мировом машиностроении, но критических потерь мы все-таки смогли избежать», - добавил он. Владимир Путин отметил, что при оказании поддержки предприятиям «мы не делили предприятия на своих и чужих». Например, в автопроме господдержку получали как традиционные российские марки, так и сборочные предприятия иностранных концернов.</p>
<p>Сейчас, по словам Владимира Путина, машиностроение быстро восстанавливается. «Выпуск машин и оборудования с начала этого года до настоящего момента увеличился на 19%, транспортных средств - на 22,5%, энергетического оборудования - более чем на 30%», - отметил премьер.</p>
<p>Владимир Путин сказал на форуме, что Россия технологически готова к введению безвизового режима с Объединенной Европой. Он напомнил, что в опережающем порядке Россия приняла решение о том, что она не будет включать в квоту иностранной рабочей силы высококлассных специалистов. «Я считаю, что это значительный шаг вперед в снятии барьеров по передвижению высококлассной рабочей силы. Будем и дальше двигаться по этому пути, но, естественно, генеральной задачей является снятие всех барьеров по передвижению людей на европейском континенте и переход между Россией и ЕС к безвизовому режиму», - отметил Владимир Путин.</p>
<p>В ходе пребывания в Жуковском состоялись рабочие встречи Владимира Путина с президентом Йеменской Республики Али Абдаллой Салехом и председателем правления компании «Сименс АГ» Питером Лешером, являющимися гостями форума.</p>
<p>Премьер-министр ознакомился с продукцией отечественных машиностроителей, а также посетил шоу, на котором представлена российская техника военного и гражданского назначения.</p>
<p>«Главная цель нового форума - демонстрация возможностей и перспектив российской машиностроительной отрасли, прежде всего ОПК, привлечение инвестиций для модернизации и инновационного развития», - говорится в сообщении. <br />
Мероприятие включает деловую, выставочную и демонстрационную программы.</p>
<p>В рамках деловой программы предусмотрено проведение порядка 25 конференций и круглых столов, в ходе которых, как ожидается, примут участие около 1000 делегатов, в том числе - представители 42 иностранных компаний из 18 стран.<br />
Среди них Glock (Австрия), AVL LIST Gmbh (Австрия), FN HERSTAL (Бельгия), Rohde&Schwarz и MTU (Германия), Хиндустан Аэронотикс Лимитед (Индия), Finmeccanica и Pirelli (Италия), Северная индустриальная корпорация NORINCO (Китай), Bell Labs (США), EADS, Thales, SAGEM (группа SAFRAN), Alcatel-Lucent (Франция) и другие.</p>
<p>«Планируется, что форум станет международной дискуссионной площадкой для руководителей федеральных органов исполнительной власти, российских общественных организаций и бизнес-структур, а также представителей военно-политического руководства и деловых кругов иностранных государств», - отмечается в сообщении.</p>
<p>На выставочной части форума представлены экспозиции 190 организаций из 29 субъектов РФ, а также 19 иностранных компаний из 12 государств. На открытых выставочных площадках показано более 20 образцов вооружения Минобороны России и около 30 образцов гражданской техники.</p>
<p>Данная программа форума объединила ранее самостоятельные профильные выставки: «Интермаш», Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ, «Аэроспэйс» и «Беспилотные многоцелевые комплексы».</p>
Комментарии экспертов
<p>Если говорить о соотношении высокотехнологичной продукции в военной и гражданской промышленности, то за последние 20 лет разрыв усилился, потому что гражданская промышленность у нас практически деградировала.</p>
<p>Военная промышленность тоже сильно пострадала, но не так, как гражданские отрасли. Если взять такие направления как производство бытовой техники, оно и в СССР было не очень продуктивным, но сейчас все, что есть – это, по большей части, сборка импорта.</p>
<p>На этом фоне производство военной техники у нас сохраняется, закупаются регулярно новые образцы,  сохранен технологический потенциал и инновационный задел. </p>
<p>Модернизация и совершенствование управления в этой отрасли могут быть и должны быть локомотивом прогресса во всей экономике.</p>
<p>Хорошо, что сейчас для нас стало привычкой рассматривать по отдельности вопрос квалифицированной рабочей силы и её привлечения в различные отрасли экономики и вопрос массовой иммиграции, которая в подавляющем большинстве является низкоквалифицированной рабочей силой.</p>
<p>Слова Владимира Путина о том, что эти вопросы будут рассматривать по отдельности, и квота касается массовой иммиграции неквалифицированной рабочей силы и только, абсолютно здравые. То часто недобросовестное отношение этих вопросов, которое имело место, вредило регулированию в обеих сферах – и в сферах привлечения конкретных квалификаций, нужных промышленности, и, с другой стороны, в сфере массовой иммиграции. Поэтому мы рассматриваем по отдельности эти вопросы и по отдельности их решаем.</p>
<p>Конечно, когда мы говорим об определённой трудонедостаточности нашей экономики, отдельных отраслей и предприятий, то это касается только вопроса квалифицированной рабочей силы по отдельным специализациям. К сожалению, наше система образование сегодня не производит специалистов в нужном количестве и качестве. Это очень важное ограничение для наших амбиций, для нашего роста и развития.</p>
<p>Несомненно, это можно и нужно компенсировать за счёт привлечения извне, специалистов из-за рубежа, но при одном условии – что будет создаваться и действовать система воспроизводства кадров нужного профиля. Это очень важно. Если мы посмотрим на опыт петровской модернизации, важная черта состояла в том, что привлечение шло параллельно с созданием системы обучения кадров по нужным специализациям. В том числе те самые иностранцы эту систему создавали и закладывали.</p>
<p>Ещё один момент. Мы нуждаемся в притоке свежей крови, которая могла бы привнести какие-то элементы западной деловой профессиональной культуры в наш бизнес, в наши инженерные системы, в нашу образовательную систему. Это действительно важно.</p>
<p>Но это будет иметь эффект лишь в том случае, если мы этот росток привьём к отечественной системе образования и науки и вообще системы воспроизводства кадров профессиональной подготовки, которая, кстати, происходит и на самих предприятиях. </p>
<p>Здесь можно провести аналогию с тактикой технологического заимствования. Можно покупать готовые наукоёмкие товары с высокой добавленной стоимостью, но можно покупать технологии, лицензии. Я думаю, что более прогрессивный и правильный путь сегодня – это сначала покупать отдельные образцы, отдельные модели, то есть в данном случае отдельных специалистов по нужным отраслям, но параллельно покупать лицензии и технологии, с помощью которых мы сможем воспроизводить нужную нам сетку специальностей. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".