Миграционная политика
При правительстве РФ будет создана комиссия по миграционной политике. Поток мигрантов в Россию несколько снизился, однако приехавшие ранее иностранцы не спешат покидать пределы страны. За последние годы на территории страны "осело" более 5 млн. приезжих.
В феврале-марте текущего года администрация президента провела несколько конкурсов на проведение исследовательских работ по вопросам миграции, по вопросам отношения к мигрантам, по вопросам опасности, которая исходит от мигрантов, в частности, государств, поток мигрантов которых составляет наибольшее число. Естественно, следствием подобного конкурса и подобного внимания к проблеме является создание рабочей комиссии, которая будет заниматься вопросами миграции на профессиональной основе. Здесь очень важно то, что руководство страны подходит к этому вопросу комплексно, не передавая решение проблем или принятие решения по данному вопросу в руки какого-либо одного ведомства.
Мы были свидетелями того, как Федеральная миграционная служба откровенно не справилась с общественной миссией, которая была на неё возложена. Именно с общественной миссией, то есть я не хочу упрекать ФМС в том, что они не справились именно с потоком миграции, но с высокой общественной миссией, которая на них возлагалась (это создание нормального отношения в обществе к мигрантам) она совершенно не справилась. Общество у нас к мигрантам настроено в лучшем случае настороженно (в худшем - резко отрицательно), это факт. И в первую очередь оно настроено именно из-за действий ФМС, потому что было очевидно, что если поток миграции нарастает такими темпами и ФМС ничего с этим сделать не может, то общество будет настроено к мигрантам крайне негативно. В результате эта миссия, которая возложена на ФМС, была провалена.
И сейчас руководство страны должно будет решать сразу несколько грандиозных по своим масштабам задач: определить истоки этой мигрантофобии (хотя они достаточно очевидны, но необходимо их определить научно), определить необходимость российской экономики в этих мигрантах (довольно-таки сомнительную на самом деле, но определить тоже с научной точки зрения) и принять соответствующие решения по миграционной политике, основываясь и базируясь не просто на интересах одного конкретного ведомства, а на интересах всего общества.
Если создаётся государственная комиссия по миграционной политике, то она должна, во-первых, объединить несколько ведомств, которые занимаются этими проблемами, а не только лишь одно МВД или ФМС. Это должны быть, наверное, и социальные службы нашего ведомства, и образование, и информация – множество служб. Затем можно рассмотреть основные миграционные потоки – и иммиграции и эмиграции. Есть проблема возвращения интеллектуальных кадров в Россию, особенно научной молодёжи. Есть проблема предотвращения «утечки мозгов». Она хоть и не такая, но в условиях кризиса может актуализироваться. Так что в этом плане задача – ограничить миграцию в страну и желательно вернуть квалифицированную силу, особенно получивших образование, студентов, которые учились в западных университетах.
Что касается иммиграции, то есть въезда в нашу страну, то это в подавляющем большинстве страны бывшего СССР, страны СНГ. Здесь у нас остаётся режим достаточно свободный, поскольку нет виз с большинством стран бывшего Советского Союза. Объём этой иммиграции сохранился за последние годы, особенно за последние полтора-два года, в силу кризисных явлений, сокращения возможности получить работу здесь и в силу более жёсткого контроля со стороны властей РФ. Но какой-то достаточно серьёзный объём всё равно будет оставаться, иначе встанут многие сферы нашей жизни, мы нанесём ущерб развитию нашей страны и интересам граждан, которые пользуются услугами иммигрантов в личном порядке, начиная с рабочих которые ремонтируют квартиры, дачи или строят что-то для частных лиц. Я уж не говорю о крупных работодателях, которые, начиная с олимпийских объектов и кончая мелким бизнесом, пользуются этими услугами.
Этой комиссией должна рассматриваться и региональная специфика, и проблема квот, потому что есть крайности в установках квот. Они исходят только из интересов работодателей, юридических лиц. А добрая половина тех, кто к нам приезжает, работают не на юридические лица, а на физические лица. Физические лица не имеют возможности как-то зафиксировать тот факт, что они используют наёмного работника и тем самым легализовать этот процесс и статус этого наёмного работники. По этой части были обещания ввести какие-то нормы и правила, но до сих пор ничего не сделано.
Наконец, для этой комиссия есть ещё одна очень большая сфера – это проблема интеграции мигрантов, особенно тех, которые здесь живут подолгу и, вероятно, хотели бы остаться на постоянное жительство с перспективой получения гражданства. О такой перспективе в своё время говорил президент в своём послании, когда затрагивал проблемы миграции. Нужны какие-то образовательные, языковедческие курсы, необходимы какие-то контакты с населением, людьми других культур, традиций, другого облика, вероисповедания.
Есть проблема адекватного образа роли миграции, образа самих мигрантов. В нашей стране господствуют мифы и порой просто ложные данные о том, что по лесам бродят какие-то банды мигрантов, которые совершают преступления. Это вселяет ужас и страх у населения по отношению к гражданам других государств, которые приехали сюда работать.
Никого не наказывают за то, что люди жестоко обманывают мигрантов, не выплачивая им зарплаты за сделанный труд, и тем самым ставят их в отчаянное положение. Они не могут не только получить эти деньги, но даже купить билеты и нормально уехать из страны. Беспредел и преступления по отношению к мигрантам оправдывают тем, что всё равно мигранты – преступники, бесправные, их никто сюда не звал, тем самым позволяют себе бессовестный обман и эксплуатация труда. Это очень отрицательно сказывается на образе нашей страны среди этих людей. Это отрицательно сказывается и на отношении к русским и русскоязычным, которые продолжают жить в тех странах, куда мигранты вернутся. Это вообще чревато негативными последствиями.
Естественно, комиссия по миграционной политике должна чётко разграничивать зарубежных, иностранных мигрантов, и тех наших советских граждан, которые меняют своё место жительства и едут за работой в другие места проживания, на временной или на сезонной основе. Это совсем другая категория людей. Это наши российские граждане. Здесь должны быть совсем другие подходы.
В целом, наверное, такая комиссия, если бы в неё ещё вошли представители научного сообщества, представители общественных организаций, которые занимаются миграцией (уже есть и собственно мигрантские организации типа профсоюза), могла бы быть полезной.
Ситуация сейчас не такая драматическая, как, скажем, было 4-5 лет назад, когда неконтролируемая и незарегистрированная миграция составляла подавляющее большинство. Сейчас, в результаты усилий, которые предприняты государством, властями, большая часть мигрантов всё-таки относится к категории контролируемых или зарегистрированных. О них имеется информацию, имеются данные. Возможность воздействия и управления гораздо больше со стороны государства и со стороны общества.