Статья
20 6 Октября 2015 20:59

Минск как исполнение «Минска»

Итоги парижского саммита «нормандской четверки» ввиду скупости комментариев ее участников трактуются очень разнообразно. В Киеве многие представляют их как безусловный триумф Украины – благо из всех четверых участников встречи именно Порошенко больше и чаще других рассказывает о ее результатах. Впрочем, немало представителей украинского политикума действиями своего президента в Париже недовольны. В чем же суть интриги?

Дело в том, что сразу после заключения протокола «Минск-2» главной задачей киевских властей был… саботаж этих соглашений. Причины саботажа понятны – то, что Украина бралась со своей стороны выполнить, не пользовалось популярностью в киевских политических кругах. Если суммировать главную проблему Порошенко, то она заключалась в нежелании идти на контакт с ДНР и ЛНР. Тогда как в четвертом пункте подписанных соглашений значится: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов». (Это же требование обсуждения особенностей проведения выборов значилось и в 12-м пункте протокола). Диалог начат не был и официальный Киев бравировал тем, что разговаривать с «террористами» и «сепаратистами» он не намерен. Напротив, всячески поливал их грязью.

 Точно также украинские власти отнеслись к исполнению следующего пункта «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Постоянно звучали заявления о том, что никакой всеобщей амнистии не будет, напротив, необходимо привлекать к ответственности «лидеров боевиков».

Также Киев не горел желанием «определить модальность полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты» – и ввел жесткую экономическую блокаду неподконтрольных ему территорий. Он саботировал, по сути, проведение конституционной реформы. Те законы, которые были приняты Радой с подачи президента, якобы в развитие минских соглашений, мало что имеют общего с подписанным протоколом.

Нежелание вступать в диалог с силами Донбасса привело к абсурдной ситуации – в ДНР и ЛНР готовились к выборам по своей программе, а в Киеве принимались законы относительно того же региона, воплощать которые в жизнь было невозможно, поскольку он не контролировался Украиной. По украинскому законодательству выборы в Донбассе должны пройти 25 октября, по законодательству ДНР и ЛНР –18 октября и 1 ноября, соответственно. Раскол между двумя частями страны стал еще сильнее. Нависла угроза над выполнением всего комплекса Минских соглашений.

Найти выход из этого тупика и была призвана встреча «четверки» в Париже. Судя по той информации, которая стала известна (и которую весьма субъективно трактовал Порошенко), основное развитие парижские договоренности должны были получить в Минске 6 октября на встрече контактной группы.

Так оно и произошло – ДНР-ЛНР перенесли выборы на 21 февраля 2016 года. В свою очередь, Киев должен будет теперь переписать свое законодательство таким образом, чтобы речь пошла о полноценной конституционной реформе (что он до сих пор саботировал) и о наделении Донбасса реальными полномочиями. Выборы должны пройти через 80 дней после принятия соответствующего закона и всеобщей амнистии. При этом все законопроекты должны предварительно согласовываться с ДНР-ЛНР и не могут после их одобрения меняться в Верховной Раде.

Только после исполнения этих условий, записанных в минском протоколе от 12 февраля, возможна передачи границы с РФ под контроль украинских властей, чего они добиваются в первую очередь.

То, что стороны конфликта договороспособны и при желании могут исполнять взятые на себя обязательства, доказывает положение на фронтах, где в последние недели соблюдается перемирие и сообщений о его нарушении не поступает.

Теперь речь идет о том, последует ли за прекращением перестрелок политический диалог, или же ситуация перейдет в классический «замороженный» конфликт?

Конечно, Порошенко может попытаться переложить ответственность на Раду, мол, ее депутаты тормозят или не желают принимать нужные законы, но тогда он будет скомпрометирован перед европейскими гарантами соглашений, и перестанет рассматриваться и Россией и Юго-Востоком как серьезная фигура, с чьим мнением можно считаться.

Таким образом, итогом и парижской встречи, и минской должно быть возвращение Киева на путь реализации договоренностей от 12 февраля. То, от чего он так долго пытался увильнуть, ему придется выполнять в полном объеме. Европа недвусмысленно указала на это Украине.

Максим Артемьев, специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора


22 Февраля 2018 Новости  Украинцы устали от войны в Донбассе Согласно последним социологическим данным, каждый третий украинец выступает за прекращение военных действий в Донбассе. Только пятая часть считает, что военные действия необходимо продолжать до полного восстановления украинской власти на территории. 12 Февраля 2018 Колонки  «Три года Минску». Как работают Минские соглашения Центр политической конъюнктуры выпустил доклад «Три года Минску», в котором подвел промежуточные итоги выполнения соглашений. Сам доклад был презентован на пресс-конференции в ТАСС. «Актуальные комментарии» подчеркнули из доклада главное, что нужно знать о том, как выполняются Минские соглашения. 29 Января 2018 Новости  США идут на уступки по Донбассу Эксперты, проанализировавшие высказывания и заявления помощника президента РФ Владислава Суркова и спецпредставителя Госдепартамента США по Украине Курта Волкера, пришли к выводу, что американская сторона отказывается от жесткого требования о немедленной передаче Донбасса под контроль миссии ООН.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".