Комментарий
27 Октября 2016 15:16

Мины замедленного действия для ЕР

Игорь Минтусов политический социологИгорь Минтусов

Игорь Минтусов
политический социологИгорь Минтусов
Эксперты Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) подготовили доклад, в котором  анализируются последствия парламентских выборов и погнозируется грядущая реформа политсистемы.

«Актуальные комментарии» попросили президента РАПК Игоря Минтусова рассказать о преобразованиях, которые ожидаются во внутренней политике и реформах, которые назрели в ЕР.

- Если говорить о прогнозе на ближайшие полтора года до президентских выборов, никаких глобальных реформ не будет и не ожидается.

Речь идёт только о корректировке, изменении определённой внутренней политики, и это вопрос другого уровня. Как я очень хорошо помню, когда в 2007 году тогдашнего первого заместителя главы администрации президента Суркова журналисты атаковали вопросами, каковы будут изменения в политике после того, как президентом станет Медведев, насколько они будут большими. Ответ был предельно понятным и внятным, и он звучал следующим образом: «первое и главное, будет другой человек». Произошли ли какие-то изменения, можно судить в зависимости от того, под каким углом зрения вы это рассматриваете. С одной стороны, можно сказать, что изменений в политической системе не было никаких, с другой стороны, изменения определённые были, появилось, условно говоря, «Сколково», что-то ещё. Поэтому если говорить об изменениях, то сейчас, если субъективизировать этот вопрос, все исключительно сводятся к оценке сравнительной личностных качеств Сергея Кириенко с Вячеславом Володиным. Это важный факт, но это существенно не будет менять архитектуру политической системы и даже не будет менять политику, он скорее будет менять определённую тактику, имеется в виду, методы и способы решения тех либо иных поставленных задач. Политика страны останется прежней - продолжение развития России как суверенного государства, усиление голоса России на международной арене, дальше рост влияния России как с помощью мягкой силы, так и с помощью немягкой.

В этом смысле слова политика системы будет развиваться дальше в том геополитическом фарватере, который задан последними тремя-четырьмя годами. Здесь можно отметить два важных направления – Сирия и Украина.
 Здесь изменений не будет. 

То, что касается внутриполитической ситуации, то кризис здесь потенциальный.

Я приведу два примера. С одной стороны, ЕР одержала сокрушительную победу. Возьмём первую государственную Думу в качестве одного примера и в качестве другого примера Законодательное собрание Приморского края, которое было соответственно выбрано. И там, и там ЕР набрала где-то близкое к 75% мандатов, то есть такое подавляющее большинство. И если в первом случае, я имею в виду, Госдуме, скажем так, аккуратно, у представителей ЕР, возможно, не без подсказки президента, распределение комитетов в Госдуме произошло не в соотношении 75 на 25 (как это должно было быть по политической логике, 75% имеет одна партия, соответственно, она имеет все юридические, правовые, если хотите, легитимные основания поделить соответствующим образом комитеты), а сохранились прежние пропорции  руководителей комитетов: именно, 50 процентов возглавляют представители ЕР, другие 50% - оппозиционные партии. В Приморском крае – иная картина. В соответствии с полученной квотой единороссы заняли все 75 процентов. Цифра не точная, она может быть чуть меньше была, важно, ЕР выбрали  всю свою квоту.  А потом приняли ещё замечательный закон, что зарплату теперь в законодательном собрании Приморском крае будут получать только руководители комитетов и их там замы. А простые депутаты получать зарплату не будут. 

Это такая логика, когда победитель получает всё, а если соперник проиграл, то ему нужно сделать контрольный удар ломом в грудь, как я говорю на языке бывших новых русских. И если вот эта логика будет продолжаться в регионах, то ЕР приблизится к стопроцентной монополии на принятие всех без исключения решений в регионах. Казалось бы, в результате этого политическая система в регионах ещё более укрепится. Но я бы сказал, что это очень смелое предположение. Поэтому вот эта сокрушительная победа подавляющим преимуществом ЕР имеет под собой мины замедленного действия. Потому что любая власть в любой стране – это консенсус между политическими партиями с одной стороны внутри, между политическими партиями, и второе – это консенсус между всеми политическими партиями с одной стороны и населением, с другой стороны. И когда есть консенсус внутри политического класса, и консенсус между политическим классом и населением, тогда система устойчива, а если этого консенсуса нет, это всё может аукнуться при первом неудачном с точки зрения общественного восприятия решении, которое совершит ЕР. Естественно, все политические силы, которые чувствуют себя ущемлёнными, воспользуются этим со всей страстью своих желаний и амбиций, которые они не реализовали ни на выборах, ни после них в виде корректного распределения мест в законодательных и городских собраниях различных городов и регионов.

- Получается, ЕР должна либо реформироваться, либо сходить со сцены….

- ЕР будет сходить со сцены по мере необходимости. Пока она удовлетворяет главную задачу, такое цементирующее состояние в обществе. Пока она выполняет эту задачу - получила большинство, пока нет необходимости с ней что-нибудь делать.

Но это обратная сторона медали. Политические или социальные меньшинства могут оказаться драйверами определённых политических внутренних пертурбаций как только будет дан повод в виде не очень удачных либо неудачных политических решений, которые рано либо поздно произойдут. Даже выдающиеся спортсмены не могут на соревнованиях  попасть в яблочко сто раз из ста. У ЕР будут какие-то неудачные решения и промахи и так далее, это совершенно очевидно. 

- Некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем могут остаться чуть ли не две партии – ЕР и ЛДПР.

- Этот прогноз можно отнести к очень отдаленному будущему. К тому же чем будущее более отдалённое, тем больше тумана в этом будущем. Это, скорее сценарий, который может произойти, а может и нет. Тем более сильна социал-демократическая, коммунистическая, то, что называется левая идеология.

Поэтому такой прогноз я бы не стал рассматривать как  как один из самых вероятных.

Более реальная история, что рядом с ЕР начнет автономно действовать ОНФ. Это произойдет, чтобы ЕР не превратилась в неповоротливый политический монолит, в чемодан без ручки, который вроде с одной стороны и бросить политическая элита не хочет, а с другой стороны, она перестанет выполнять свои функции. Один из сценариев – ОНФ создаст свою фракцию, которая будет оппонировать внутри той же Госдумы ЕР. Это более реальная история, так она повысит устойчивость системы. 

- В любом случае, реформы в политисистеме неизбежны. Как они будут происходить?

- До президентских выборов, я думаю, она меняться не будет. Что будет потом, пока сложно прогнозировать. Очень много будет зависеть от общественных настроений, а на них будут влиять два фактора – внутриэкономическая ситуация и темы, связанные с внешней политикой.  Здесь есть разнонаправленные векторы. С одной стороны, будет усиливаться тенденция по созданию  образ врага в виде других стран. С другой стороны, будет происходить мобилизация вокруг той политической партии, которая с этими врагами отчаянно борется. И это противоположные тенденции и здесь очень сложно давать прогноз. Если эти тенденции ( которые можно назвать взаимодополняющими) сбалансируют, в политической системе не будет происходить больших изменений.
Если одна из тенденций преобладает, то тогда произойдут изменения в политической системе, будет создаваться новая партия либо усиливаться одна из существующих, но ей придется менять идеологический формат, риторику. Я хотел привести пример: политическую систему можно представить как желе, которое в руках несут несколько людей в стране. Это не камень и не кирпич, который можно донести положить как хочешь. Это - желе, которое может в какой-то не очень удачный поворот выскользнуть из рук.

Поэтому работа любого политика – это поддержка руками вот этого желе, которое с одной стороны имеет определенную консистенцию, плотность и его можно держать, если оно тем более из холодильника, а с другой стороны, может превратиться в воду.

Желе – это общественное настроение. В зависимости от него политики будут подстраивать те или иные подпорки, подносы, чтобы это желе не упало на землю и не стало неуправляемым.

Автор:
____________

Читайте также:
  • ОНФ придадут новый вектор
  • ОНФ – в подвешенном состоянии
  • Провал «человека труда»



  • 27 Июня 2017 Новости  27 июня. Утренний обзор наиболее резонансных публикаций о политике Самое главное о политике утром 27 июня. Прессинг Навального, подготовка «Яблока» к президентским выборам, избирательная кампания «Единой России», договор между РФ и Татарстаном по разграничению полномочий и другое. 26 Июня 2017 Новости  26 июня. Утренний обзор наиболее резонансных публикаций о политике Самое главное о политике утром 26 июня. Смыслы президентской кампании, опросы «Левада-Центра» как повод для критики власти, использование образа президента в кампании «Единой Россия», критика Президента за «ручное управление» и другое. 25 Апреля 2017 Новости  Медведев защитил творцов от нападок чиновников Глава правительства РФ Дмитрий Медведев на форуме "Единой России" «Культура - национальный приоритет» сделал заявление в поддержку представителей творческих профессий. По его словам, представители органов власти не должны объяснять художнику, что тот должен делать.
    • вконтакте
    • facebook
    • твиттер

    © 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".