Статья
12 Февраля 2015 17:24

Мир на Донбассе зависит от деталей

В четверг, 12 февраля, в Минске завершились многочасовые переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины. «Нормандская четверка» приняла декларацию, которая затем была подписана участниками контактной группы. Договорились, в частности, о прекращении огня на Донбассе с 15 февраля, отводе всех тяжелых вооружений, обмене пленными. Условились также о проведении до конца года конституционной реформы на Украине, которая должна предусматривать децентрализацию и принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донбасса.

Подробнее — в материале Нормандская четверка добилась перемирия

Итоги минских переговоров комментирует замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

«Формально на переговорах в Минске не было создано никакой новой реальности. Стороны договорились об очередном прекращении огня и о том, как будут выполняться уже достигнутые в сентябре прошлого года минские соглашения.

Эскалация конфликта остается все еще крайне вероятной, и соглашение о прекращении огня может быть нарушено в ближайшее время


Однако обязательства сформулированы таким образом, что вопрос о мире и войне на Донбассе будет открыт еще длительное время. Итоговый документ оставляет сторонам возможность по-разному интерпретировать сами соглашения, далеко не везде обозначает четкие механизмы их верификации и содержит по крайней мере одно весомое противоречие. Ключевой для понимания достигнутых соглашений является фраза Путина, сказанная сразу после окончания переговоров. Сторонам теперь "нужно хотя бы попытаться выработать какой-то комплекс мер верификации принятых решений и соблюдение их с обеих сторон". В результате эскалация конфликта остается все еще крайне вероятной, и соглашение о прекращении огня может быть нарушено в ближайшее время.

Попробуем разобраться с самыми важными деталями. Ни Порошенко, ни Путин, ни главы европейских стран, ни Лукашенко и на этот раз не поставили никаких подписей под "дорожной картой". Принятый по итогам минского саммита Комплекс мероприятий по выполнению минских договоренностей подписан представителями трехсторонней контактной группы — Плотницким, Захарченко, Кучмой, Зурабовым и Тальвияни. Главы государств лишь выразили свое устное согласие с решениями и приняли устное обязательство. Таким образом, мир на Донбассе будет держаться на желании и готовности политиков сдерживать свое слово, а не на жестких обязательствах непосредственных участников конфликта. Киев и Донбасс так и не сели за стол переговоров.

Безусловной победой ДНР-ЛНР является легализация достигнутых ими территориальных приобретений после 19 сентября 2014 года. Ополченцам предстоит отвести лишь тяжелые вооружения. Но возможность контролировать захваченные территории с помощью вооруженных отрядов они сохранят. Проблемой остается контроль над Дебальцево. Ополченцы заявляют об окружении украинских силовиков и требуют их полного вывода вместе с тяжелым вооружением. Киев отрицает факт окружения. До времени наступления соглашения о прекращении огня — 15 февраля — в районе "котла" неизбежна битва. Если ситуация не разрешится до воскресенья и Украина не согласится сдать этот населенный пункт впоследствии, в лучшем случае на Донбассе может появится новый "Донецкий аэропорт", в худшем — принятые соглашения вновь будут отправлены в стол.

Есть и другая, не менее важная проблема с разделением территорий. В 2015 году Донбасс ждут новые выборы, согласно достигнутым договоренностям. Для этого Верховной Раде предстоит выполнить сентябрьские минские соглашения, то есть своим постановлением указать те территории Донецкой и Луганской областей, на которые распространяется так называемый особый статус. Однако эти территории предстоит обозначить на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года, а не от фактической линии соприкосновения, от которой украинской армии нужно отводить свои тяжелые вооружения. Получается, что на Донбассе потенциально образуется "серая зона" — территории, которые перешли под контроль ДНР-ЛНР после 19 сентября, на которые не будет распространяться особый статус и на которых не будут проведены выборы. Остается только догадываться о том, как будет разрешен вопрос об этой "серой зоне".

В Минске Украина взяла на себя обязательства по проведению конституционной реформы. К концу 2015 года должна появиться новая украинская конституция, в которой будет прописана децентрализация власти. При этом никаких намеков на то, в чем именно будет состоять децентрализация и кто будет третейским судьей в этом вопросе, нет. Накануне Порошенко дал ясно понять, что децентрализация не означает федерализацию. Украина сохранится как унитарное государство. С точки зрения украинского президента, децентрализация означает лишь придание большей самостоятельности местным (а не региональным) властям. В результате верификация децентрализации вновь окажется предметов переговоров (а следовательно, и потенциальных разногласий).

Мир на Донбассе будет держаться на желании и готовности политиков сдерживать свое слово

Украине также предстоит принять постоянное законодательство об особом статусе "отдельных районов" Донецкой и Луганской областей. При этом будут ли "отдельные районы" называться Украиной "республиками" и главное, как будут кореллировать между собой созданные в ДНР-ЛНР органы государственной власти и органы государственной власти Украины, неизвестно. На особых территориях будет допускаться языковое самоопределение. Это означает, что официальным языком, на котором будет вестись документооборот местных властей, будет русский язык. На каком языке будет вестись переписка между Киевом и "особыми территориями" Донбасса — вопрос открытый. Кроме того, органы местного самоуправления должны "принимать участие" в назначении глав органов прокуратуры и судов, а местные советы получают право на создание народной милиции, что открывает возможность для легализации действующего ополчения.

Наконец, мониторинг и верификация выполнения соглашения о прекращении огня возложена на ОБСЕ. Также ОБСЕ должна проконтролировать вывод всех наемников, иностранных вооруженных формирований и иностранной военной техники. ОБСЕ показала, что не может справиться с мониторингом выполнения сентябрьских соглашений. Нет никаких гарантий того, что эта организация справится и сейчас, сможет сгладить все потенциально взрывоопасные вопросы и предоставлять всю объективную информацию.

Война интерпретаций началась сразу после оглашения достигнутых соглашений. Россия делает акцент на конституционной реформе и необходимости прямых переговоров Киева и Донбасса. Порошенко заявил, что социальные выплаты на Донбассе будут возобновлены "только после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и возобновления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях". Будет ли Европа оказывать давление на Киев с целью выполнения "дорожной карты" Минска или продолжать исходить из презумпции невиновности Украины, также остается неясным. Однако от этих деталей зависит то, будет ли мир на Донбассе».

Подготовила Ольга Доронина

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".