Статья
4661 6 мая 2020 16:22

Мировой порядок мертв. Как создать новый для посткоронавирусной эры?

Мировые порядки редко претерпевают заметные изменения. Точно так же, как Рим не был построен за один день, Pax Romana (прим. ред. длительный период мира и относительной стабильности в пределах Римской империи эпохи Принципата) не был преходящей фазой: он длился веками. Порядок, возникший после Венского конгресса 1815 года, не был полностью нарушен до начала Первой мировой войны в 1914 году. Иногда доверие к старому порядку рушится, и человечество остается в вакууме. Именно в это время рождаются новые порядки — возникают новые нормы, договоры и институты для определения взаимодействия стран друг с другом и людей с миром.

Пандемия коронавируса — это самый масштабный глобальный кризис со времен Второй мировой войны. Мировой порядок после 1945 года перестал функционировать. При нормальном порядке мы ожидали бы по крайней мере добросовестных попыток международной координации для борьбы с вирусом, который не знает границ. Однако Организация Объединенных Наций пропала без вести, Всемирная организация здравоохранения превратилась в политический футбол, а границы были закрыты не только между странами, но и в рамках Европейского союза. Привычки сотрудничества, которые укреплялись десятилетиями, разрушаются.

Нравится нам это или нет, по мере того, как пандемия отступит, возникнет новый порядок. Американские лидеры должны сделать все, что в их силах, чтобы посткоронавирусный порядок был приспособлен для решения задач грядущей эпохи. Пять лет назад я представлял Государственный департамент в рамках межучрежденческого проекта по оценке будущего международного порядка. Мы изучили прошлые изменения и обсудили возможные реформы. Мы признали, что порядок был хрупким и нуждался в изменениях, но мы также оценили силу бездействия — лидерам требуются чрезвычайные ситуации, чтобы признать, что старый порядок нарушен и нужно создать новый.

Сейчас такой момент настал, и у лидеров США есть возможность, которая, как правило, возникает всего один или два раза в столетие: они могут построить порядок, который действительно работает в наше время, — порядок, который борется с изменением климата, киберугрозами и проблемами общественного здравоохранения, и это позволит более широко пользоваться плодами глобализации и технического прогресса. Если, конечно, они сделают все правильно.

Рассмотрим две последние крупные попытки Америки создать международные порядки — в 1919 году после Первой мировой войны и в 1945 году после Второй мировой войны. Порядок после 1919 года известен Великой депрессией, подъемом тоталитарных режимов и, в конечном итоге, эскалацией конфликта, еще более разрушительным, чем Первая мировая война. В противоположность этому, порядок после 1945 года привел к более чем семи десятилетиям мира и процветания, в котором число насильственных смертей резко сократилось, а мировой валовой внутренний продукт увеличился по меньшей мере в 80 раз.

Как Америка может избежать ошибок, допущенных после 1919 года, и повторить успехи, достигнутые после 1945 года? Эта два периода отличаются тремя основными факторами.

Во-первых, американские лидеры должны планировать новый порядок прямо сейчас, пока кризис продолжается. Когда президент Вудро Вильсон прибыл на Парижскую мирную конференцию в январе 1919 года, через два месяца после окончания войны, ни один из основных принципов послевоенного порядка еще не был согласован. Таким образом, обсуждения союзников были омрачены противоречивыми повестками дня, в результате чего был заключен пакт, неспособный решать проблемы будущего мира.

С другой стороны, президент Франклин Рузвельт начал планировать новые мировой порядок после Второй мировой войны до того, как Соединенные Штаты даже вступили в войну. В августе 1941 года, за четыре месяца до Перл-Харбора, Америка и Великобритания опубликовали Атлантическую хартию, в которой были сформулированы их цели для послевоенного порядка. Бреттон-Вудская конференция, на которой была намечена послевоенная экономическая система, состоялась в июле 1944 года. К тому времени, когда война закончилась в 1945 году, принципы нового порядка уже были хорошо установлены, что позволило союзникам сосредоточиться на критически важных деталях осуществления.

Коронавирус задержался в нашей жизни дольше, чем нам хотелось бы, но не навсегда, и когда кризис пройдет, контуры нового порядка быстро обретут форму. Для обеспечения того, чтобы короткий промежуток времени был использован с пользой и не был израсходован на ссоры, США и мировые лидеры должны начать сотрудничать сейчас, чтобы сформулировать принципы. Было бы глупо ожидать, что президент Дональд Трамп, который является одной из причин того, что сегодняшний международный порядок не работает, возглавит планирование нового. Нам, возможно, придется подождать, пока президент, занимающий более международную позицию, сформирует институты нового порядка.

Молодые лидеры должны срочно приступить к разработке, обсуждению и сплочению вокруг целей посткоронавирского порядка. Прежде чем перейти к конкретным вопросам, таким, как будущее ООН, мы должны руководствоваться основными целями. Скорее всего, до начала нового порядка остается менее года, и любое институциональное новшество будет предшествовать конкурсу идей, в рамках которого будут укрепляться интеллектуальные основы системы. Членам Конгресса, лидерам гражданских организаций и предприятий, а также ученым следует последовать примеру медицинских работников, которые сотрудничали на различных площадках — от медицинских журналов до Твиттера — по разработке стратегий лечения Covid-19. И они должны знать, что любые предлагаемые ими принципы, пусть даже только в печатном виде или в пикселях, могут в конечном итоге приобрести большее значение: как после 1919 года, так и после 1945 года заказы возникли в простых заявлениях — четырнадцать пунктов для первого, Атлантическая хартия для последних — которые получили широкую поддержку лишь через несколько месяцев или лет после их принятия.

Во-вторых, нужно избегать обвинений. Во главе с президентом Франции Жоржем Клемансо создатели порядка после 1919 года были зациклены на обвинениях. Это заставило Германию пойти на территориальные уступки и выплатить репарации. Эти условия посеяли негодование, которое способствовало приходу нацистов к власти. В отличие от этого, архитекторы порядка после 1945 года сосредоточились на будущем, обязавшись восстановить в Германии процветающую демократию — несмотря на тот факт, что Германия была явно виновата в начале Второй мировой войны, чем в Первой мировой. Германия сегодня — это либеральный образец и верный союзник США, что свидетельствует о мудрости той политики.

Несмотря на искушение найти виноватых за начало пандемии, которая уже убила больше американцев, чем война во Вьетнаме, американские лидеры должны быть щедры и оказать помощь в восстановлении всему миру. Хотя Пекин, несомненно, несет ответственность за сокрытие информации о первых заболевших коронавирусом, Америке и миру было бы гораздо лучше поддержать систему здравоохранения Китая, чем пытаться наказать Пекин или опозорить его.

Нигде щедрость не имеет более важного значения, чем в гонке за прекращение пандемии с помощью новых терапевтических методов и, в конечном счете, вакцины. Америка должна возглавить глобальные усилия по разработке, испытанию, производству и поставке вакцин от Covid-2019 как можно быстрее и широко. Больше всего на свете, роль Америки в прекращении пандемии будет определять, какой моральный авторитет она будет иметь для того, чтобы сформировать мир, который наступит после нее.

Америка также должна быть щедрой в поддержке институтов нового порядка. Вашингтон уже потратил 2 триллиона долларов на то, чтобы вытащить страну из бездны коронавируса, но это еще не все. Эти вливания превышают бюджет по международным делам в размере 56 млрд. долл., который покрывает Государственный департамент, Агентство США по международному развитию, иностранную помощь и взносы в международные организации. Америка должна финансировать институты нового порядка, чтобы они могли предотвратить следующий кризис до того, как он выйдет из-под контроля.

Наконец, новый порядок должен основываться на национальном консенсусе. Вильсон не включил ни одного известного республиканца в делегацию США на Парижской мирной конференции, исключая не только радикальных изоляционистов, но и умеренных интернационалистов, с которыми он мог бы найти общий язык. В конце концов, Сенат отверг Версальский договор, и Америка так и не вступила в Лигу Наций. Гарри Трумэн извлек урок из ошибки Вильсона, сосредоточившись на поддержке после 1945 года. Когда Устав ООН США был представлен Сенату, он получил всеобщее одобрение.

Влияние Америки в посткоронавирусном порядке будет зависеть от того, будет ли ее участие поддержано внутренним консенсусом. Это может казаться невозможным в наше гиперпартийное время. Но почти 70% американцев, в том числе большинство демократов и республиканцев, выступают за активную роль США в мире. Две трети американцев считают, что правительство США должно делать больше для борьбы с изменением климата. 80% считают кибератаки серьезной угрозой. Теперь, когда коронавирус лишил нас нашего коллективного чувства непобедимости, мы можем ожидать, что еще большее людей серьезно отнесутся к глобальным рискам. Лидеры США должны использовать эту поддержку и сделать создание нового порядка двухпартийным проектом.

Как именно может выглядеть этот новый мировой порядок, который действительно решает проблемы 21-го века? В основе любого международного порядка лежит компромисс между широтой и амбициями: по мере расширения членского состава цели должны сужаться. Поэтому мы должны представить двухуровневую систему. На глобальном уровне новый порядок должен быть непосредственно сосредоточен на проблемах коллективных действий — включая изменение климата, кибербезопасность и пандемии, — которые будут угрожать нашему миру в предстоящую эпоху так же, как раньше ядерное оружие. Режим нераспространения ядерного оружия оказался успешным, поскольку он устанавливает четкие правила и обладает реальной властью: мониторинг, инспекции, экспортный контроль, запреты и санкции действуют согласованно в целях сдерживания распространения. Covid-2019 заставил всех нас осознать нашу уязвимость перед вызовами в области общественного здравоохранения; мы должны направить эту травму в русло норм и институтов, столь же мощных, как те, которые сдерживают ядерное распространение. Подумайте, например, о мире, в котором страны берут на себя твердые обязательства по сокращению выбросов углерода и ограничению кибервторжения, и где эти обязательства выполняются с помощью коммерческих ограничений и угрозы экономических и политических последствий.

В то же время нам нужен обновленный порядок между демократическими государствами, придерживающимися аналогичных взглядов. Соединенные Штаты и их союзники в Европе и Азии должны объединиться в совет демократий, расширяя коллективную защиту за пределы военной сферы, чтобы противостоять более скрытым угрозам, таким как вмешательство в выборы, дезинформация и финансовое принуждение. Что касается экономики, то давно настало время для международной системы, которая ставит благосостояние людей выше всего. Америка, ЕС, Япония и другие демократические страны должны заключить новые экономические соглашения, в которых расширение доступа на рынки должно сопровождаться борьбой с уклонением от уплаты налогов, защитой конфиденциальности данных и обеспечением соблюдения трудовых норм. Некоторая степень выхода из процесса глобализации неизбежна и оправдана. Но без планирования сейчас этот выход будет хаотичным.

«Без истории, — заметил историк Дональд Каган, — мы являемся пленниками несчастного случая». Скоро наступит посткоронавирусная эпоха. Хотя такие преобразования происходят редко, они случались и раньше, и мы должны учитывать уроки истории. Теперь у нас есть шанс наметить другой курс и направить историю нашего времени к более справедливым морям.

Эдвард Фишман, старший научный сотрудник Scowcroft Center for Strategy and Security.

Источник — Politico

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".