Статья
1580 25 октября 2016 23:38

Миссия невыполнима

Одним из итогов берлинского саммита «нормандской четверки» 19 октября стало изменение тактики президента Порошенко в отношении имплементации Минских соглашений.

До Берлина украинская сторона настаивала на изменении порядка выполнения Комплекса мер от 12 февраля 2015 года, то есть, фактически, переписывании договоренностей Минска-2. В качестве условия размораживания политического блока соглашений Киев надеялся заручиться поддержкой Берлина и Парижа в том, чтобы добиться возвращения полного контроля над границей с Россией до проведения выборов на неподконтрольной территории.

После саммита центральной темой в комментариях украинских официальных лиц стало введение полицейской миссии ОБСЕ в зону конфликта в Донбассе до проведения выборов. Такое условие Киев намерен предложить прописать в «дорожной карте» по выполнению Минских соглашений, которую «четверка» планирует согласовать до конца года.

В версии президента Порошенко полицейская миссия должна быть вооружена и получить полный доступ ко всей территории ДНР и ЛНР, а следовательно, и к границе с Россией. Далее, на второй день после проведения выборов Украина рассчитывает вернуть контроль над границей, который будет передан из рук представителей ОБСЕ. Здесь следует напомнить – пункт 9 Комплекса мер говорит лишь о том, что восстановление контроля над границей «должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования», а не «на второй день», как сейчас пытается представить украинская сторона.

Нетрудно понять, что следующим шагом Киева будет попытка свести дискуссии о «дорожной карте» на уровне помощников лидеров «четверки» к введению полицейской миссии. Таким способом представители Украины будут затягивать процесс согласования единого пошагового плана реализации Минских соглашений, чтобы не подписываться под очередностью и четкими сроками выполнения своих обязательств в политической части.

На данном этапе переговоров лидеры России, Германии и Франции разделяют следующую позицию по полицейской миссии ОБСЕ.

Первое – полицейская миссия ОБСЕ не следует из текстов Минских соглашений и является дополнительным требованием Украины в сфере безопасности. В Комплексе мер говорится о том, что ОБСЕ содействует отводу тяжелых вооружений и обеспечивает мониторинг этого процесса, верифицирует соблюдение режима прекращения огня, наблюдает за выводом иностранных вооруженных формирований и техники с территории Украины, проводит мониторинг выборов на неконтролируемых Киевом территориях. Как видно, текст соглашений определяет довольно широкий мандат для ОБСЕ, однако его параметры не выходят за пределы той миссии, которая уже ведет работу в Донбассе, а также практики предыдущих миссий организации.

Второе – предложение Украины о полицейской миссии не нашло поддержки со стороны других лидеров «нормандской четверки». В то же время «четверка» готова обсуждать некоторое расширение мандата действующей миссии ОБСЕ в будущем. Так, в сделанном по итогам саммита заявлении президент Путин отметил, что «мы готовы расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжёлой техники». Речь идет о том, что присутствующие в Донбассе наблюдатели могут получить право занять буферную зону между сторонами конфликта после отвода войск, а также получить полномочия круглосуточного контроля в местах сосредоточения тяжелой техники. При этом наблюдатели могут быть вооружены пистолетами, а их общее число увеличено.

Со своей стороны, канцлер Германии Меркель заявила, что можно будет обсуждать в рамках «четверки» миссию, о которой говорит Киев, только после того, как Верховная Рада примет закон о выборах в Донецке и Луганске и начнется процесс подготовки к голосованию. В ОБСЕ также связывают вопрос расширения действующего мандата исключительно с проведением выборов в Донбассе.

Приведенных соображений вполне достаточно, чтобы прийти к выводу, что попытки Украины записать полицейскую миссию ОБСЕ в «дорожную карту» в своей интерпретации как минимум натолкнутся на сильное противодействие со стороны других партнеров по «нормандскому формату». «Четверка» будет принимать решение по «карте» на основании компромиссного варианта, а поэтому в итоговом документе можно ожидать в лучшем случае расширения мандата ОБСЕ, с которым согласятся все участники переговоров.

Однако можно перечислить и другие аргументы, которые, если не сводят вероятность реализации того формата миссии, на котором сейчас настаивает украинское руководство, практически к нулю, то потребуют от Киева экстраординарных уступок в выполнении Минских соглашений, чтобы полицейскую миссию ОБСЕ одобрили как Россия, так и Германия с Францией.

Во-первых, для полицейской миссии не существует прецедента.

За всю свою историю ОБСЕ ни разу не проводила миротворческих операций. Она никогда не брала на себя задачи по обеспечению безопасности, соответственно принуждению сторон к миру, и не занималась реальным менеджментом преодоления кризисных ситуаций в зонах вооруженных конфликтов. Ее работа носит мониторинговый, консультативный и обучающий характер. Все попытки выхода за пределы этих функций, например, в Киргизии, оказывались провальными.

Во-вторых, полицейская миссия потребует нового мандата.

В данный момент ОБСЕ имеет две различные миссии в зоне конфликта. Это Специальная мониторинговая миссия численностью 600 человек, мандат на которую был запрошен Украиной, и миссия наблюдателей на пунктах пропуска на российской границе «Гуково» и «Донецк» численностью 21 человек, которая работает по просьбе России. Эти миссии функционируют раздельно. Обе представляют собой невооруженные, гражданские и мониторинговые миссии. В мандате, выданном СММ ОБСЕ, сказано, что она может собирать информацию, устанавливать факты, осуществлять мониторинг, докладывать об этой работе, а также налаживать контакты с властями и содействовать диалогу между сторонами.

Полицейская миссия будет представлять собой отдельную миссию, которая потребует нового мандата. Решение о введении такой миссии может рассматривать Постоянный совет ОБСЕ в Вене. Согласно правилам организации, все решения в ней принимаются на основании консенсуса. Это значит, что согласие на миссию должны дать все 57 членов ОБСЕ, включая Россию. Позиция президента Путина уже известна, и нет никаких предпосылок для того, чтобы она изменилась. Поэтому если Украина формально запросит полицейскую миссию без согласия «четверки» о ее сроках, параметрах и полномочиях, можно не сомневаться, что Москва наложит на нее вето.

В-третьих, полицейская миссия потребует больших финансовых расходов от членов ОБСЕ и привлечения значительных человеческих ресурсов.

По разным и весьма приблизительным оценкам, численный состав полицейской миссии будет равняться 10-15 тысячам человек. Из них порядка 2 тысяч будут дислоцированы на участке границы протяженностью более 400 километров (такова была численность украинских пограничников в Донецкой и Луганской области до начала конфликта). Миссию придется снабдить стрелковым оружием и бронежилетами, бронемашинами и другими средствами передвижения, беспилотниками и другим оборудованием для наблюдения, выделить средства на строительство и оборудование системы наблюдательных пунктов для круглосуточного контроля, баз для размещения, а также на обслуживающий персонал. Кроме того, полицейским придется платить не самую маленькую зарплату.

Точных оценок стоимости такой миссии нет, поскольку нет ее четкого плана и мандата. Однако назывались цифры в несколько сотен миллионов евро. Для сравнения, бюджет ОБСЕ в 2016 году составляет всего 141,1 миллиона евро. В любом случае, бюджет организации придется сильно увеличивать за счет стран-членов.

В-четвертых, против полицейской миссии ОБСЕ выступают ДНР и ЛНР.

Одним из триггеров конфликта на востоке Украины стал дрейф новых киевских властей в сторону ЕС и НАТО. Как следствие, руководство республик категорически выступало и выступает против присутствия иностранных войск на своей территории из стран, входящих в альянс. Даже вооруженная полицейская миссия не сможет войти в зону контроля республик без их прямого согласия. Не получив санкции со стороны властей ДНР-ЛНР, Киев все-таки может попытаться обратиться за мандатом.

Однако существуют веские аргументы в пользу того, что в таком случае вето будет наложено уже не только Россией, но и Германией и Францией. Не имея гарантий безопасности, европейские страны не захотят рисковать жизнями своих, пусть и вооруженных, граждан.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   
____________

Читайте также:
12 марта 2024 Новости  Эскалация украинского кризиса: станет ли Европа стороной конфликта Заявление Макрона о возможности отправки войск Франции на Украину раскололо Европу, отмечает эксперт американского аналитического центра — Института ответственного государственного управления Куинси Молли О’Нил. По ее словам, недавние события на поле боя свидетельствуют о том, что на фоне прекращения американской поддержки Украины военное преимущество может перейти к России. 21 марта 2024 Анонс  Саммит ЕС 21-22 марта лидеры Евросоюза обсудят дальнейшую помощь Украине. 27 февраля 2024 Новости  Когда закончится украинский конфликт: эксперты о тенденциях противостояния В понимании украинского конфликта произошли глобальные перемены, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. В эфире 26 февраля эксперты обсудили перспективы также выделения помощи Украине, законопроект о мобилизации и ряд других актуальных политических тем.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".